08.11.2019, 11:19
Количество просмотров 115

Оплата по биометрии. Новый рынок или трансформация старого?

До недавнего времени рынок биометрический решений во всем мире развивался лишь благодаря государственным программам. Технологии биометрической идентификации личности использовались в криминалистике, а также для обеспечения национальной безопасности: в документах, удостоверяющих личность, системах пограничного контроля, видеонаблюдении. Сейчас же, по мнению Ивана Берова, директора по цифровой идентичности, Ростелеком, мы наблюдаем серьезную трансформацию отрасли и ее переход на качественно новый уровень – рынок биометрии открылся для пользователей.
Оплата по биометрии. Новый рынок или трансформация старого?

Почти каждый из нас использует отпечаток пальца или лицо для разблокировки смартфона или ноутбука, все чаще биометрия применяется для упрощения уже существующих сценариев. По оценкам международной компании J’Son & Partners, в прошлом году доля коммерческих кейсов использования биометрии составила около 40%. К 2022 году эта цифра увеличится до 55%, причем более 30% из них придется на финансовый сектор.

Главным драйвером такого развития в России стала Единая биометрическая система (ЕБС), запущенная в 2018 году. Уже сегодня с ее помощью граждане, сдавшие образцы голоса и лица, могут получить банковские сервисы дистанционно: открыть счет в банке, оформить кредит или осуществить денежный перевод.

Биометрия в финансовом секторе

Вместо очного посещения отделения банка и предъявления документов клиенту банка, имеющему подтвержденный аккаунт на gosuslugi.ru, уже сейчас достаточно посмотреть в камеру и произнести короткую последовательность цифр, после чего банк готов открыть счет и начать обслуживание.

В ближайшем будущем тот же механизм можно будет использовать, если человек находится за границей и ему нужно подтвердить операцию. Достаточно просто посмотреть в камеру смартфона вместо того, чтобы в роуминге дозваниваться до банка ради усиленной верификации через кодовое слово или паспортные данные.

Если же говорить про внутреннего клиента – сотрудника банка, то ему ЕБС также обеспечивает ряд преимуществ. Это и подтверждение операций, и учет рабочего времени, и разблокировка той или иной банковской программы – вместо логина и пароля сотрудник смотрит в камеру на своем рабочем месте и входит в систему. Все это значительно сокращает издержки банка на обслуживание клиентов и обеспечение внутренней безопасности кредитной организации.

Клиенты банка так же получают дополнительные преимущества: увеличивается скорость обслуживания, а следовательно, значительно повышается и лояльность клиента к банку: его быстро «узнают» и оперативно обслуживают. В том числе, у клиента банка появляется возможность обслуживания без паспорта

На сегодняшний день уже 179 банка регистрируют клиентов в Единой биометрической системе в более чем 11 тыс. отделений в 987 городах по всей стране. К концу 2019 года возможность зарегистрировать биометрию будет практически во всех банках.

Биометрия в ритейле

Вслед за банковским сектором прогнозируется огромный рост применения биометрии в ритейле. Использование идентификации только по лицу существенно ускорит процесс оплаты, если учитывать время на поиск кошелька или мобильного устройства и карты лояльности.

При онлайн-покупках будет достаточно посмотреть в камеру и назвать код – это быстрее и безопаснее, чем существующие процессы идентификации при операциях безналичной оплаты. Подобное решение позволит также сэкономить на стоимости изготовления и обслуживания карт. Оплата с использованием ЕБС удобнее в использовании, чем Apple Pay и Google Pay, так как технология не требует наличия смартфона.

С новой технологией компании смогут предоставлять клиенту с его согласия специальные предложения, которые таргетированы персонально на него. Также можно использовать биометрию по лицу для подтверждения возраста покупателя, например, при покупке алкогольной и табачной продукции.

Для регистрации цифрового образа гражданину достаточно прийти в офис банка, где его сфотографируют. Данные о регистрации и история операций отображаются в личном кабинете пользователя на официальном портале bio.rt.ru. Чтобы оплата производилась с конкретного платежного средства (платежная карта или банковский счет) гражданина, его нужно будет привязать к ЕБС в мобильном приложении «Биометрия» от «Ростелекома» или в приложении банка, который поддерживает данную функцию.

Что касается дополнительных мер безопасности при дистанционной оплате лицом, то сейчас Ростелеком занимается проработкой вопроса дополнительной защиты. Один из вариантов – запрашивать у клиента дополнительный код для операций свыше 1500 рублей. Это код, который клиент помнит – последние 4 цифры номера телефона или секретный код пользователя, который каждый может сам установить в приложении. Такой подход уже применяется в Китае.

Будущее биометрии

В будущем биометрия по лицу может заработать и в других областях. Например, новый вид идентификации может упростить продажу медицинских препаратов – появится возможность привязать рецепты к личности.

Множество кейсов использования технологии есть в транспортной отрасли. Это и такси, и каршеринг, и метро, и аэропорты с быстрым проходом в секьюрные зоны без посадочных талонов и без предъявления паспорта.

Госуслуги также полностью оцифруются – вход в кабинет пользователя будет защищен биометрическим фактором, а заявления можно будет подписать облачной электронной подписью. К биометрическому профилю пользователя будут привязаны все необходимые сведения, которые нужны городу, чтобы предоставить любую услугу.

Читайте также:

Возможно, со стороны клиента не заметно, какие масштабные изменения претерпевает рынок биометрии. Технологии идентификации по лицу улучшают клиентский опыт. Делают его понятным, безопасным и, что очень важно, быстрым. С введением биометрии в каждую отрасль система станет централизованной, простой и уже настолько привычной для пользователя, что если какая-то структура не трансформируется под требования новой биометрической эпохи, то она просто   не успеет за конкурентами.

По материалам PLUSworld.ru

Новости в вашей почте
mail

PLUSworld в соцсетях:
telegram
vk
dzen
youtube