17.05.2019, 09:00
Количество просмотров 1618

Бизнес-партнер для ИТ: роскошь или необходимость?

Все чаще в наше время встречаются специалисты с должностью «бизнес-партнер» в области ИТ, но далеко не все представляют, кто эти люди, чем они занимаются и что они должны делать. Людмила Бабикова, бизнес-партнер Розничного бизнеса Банка УРАЛСИБ, предлагает разобраться пошагово в этом вопросе.
Бизнес-партнер для ИТ: роскошь или необходимость?

Бизнес-партнер – кто это?

«Бизнес-партнер» (далее БП) или «менеджер изменений» – это сотрудник, который должен управлять полным скоупом ИТ-задач выделенного подразделения со стороны Заказчика. Как правило, БП является «единым окном» поступления задач в ИТ от выделенного вида бизнеса.

«Единое окно» создается с определенной целью. В одном виде бизнеса работает большое количество людей в различных отделах, каждый из которых может стать заказчиком ИТ-задачи. Одновременно с этим, ИТ-задачи, поступившие от одного вида бизнеса реализовываются, как правило, одними и теми же ресурсами в ИТ. Внимание вопрос: если у одного ИТ-ресурса выстраивается очередь задач с одинаковыми сроками исполнения, то как ИТ принимает решение что делать сначала? Задачу отдела «А», потому что она пришла позже или задачу отдела «Б», потому что заказчик громко заявляет о ее важности. Решение данного вопроса переходит из зоны ответственности ИТ в зону ответственности БП – именно он выстраивает сквозной приоритет очередности выполнения задач своего вида бизнеса. Т. е. если раньше в ИТ могла поступить задача от любого сотрудника отдела (или от руководителя среднего звена), то при наличии БП в организации любая задача любого сотрудника должна пройти проверки, которые задал БП, например: проверка расчета экономического эффекта от доработки, согласованность бизнес требований с профильными подразделениями, определение реальной необходимости реализации, наличие критериев приемки и проч. После пройденных проверок БП определяет сквозной приоритет задачи и согласовывает срок реализации с ИТ. Далее, БП осуществляет контроль реализации задачи в срок.

Еще одной функцией БП является выстраивание правил взаимодействия с ИТ. Например, заказчика не устраивает информирование о доработках в системе только в день наката на бой. Задача БП в данном случае проработать с ИТ оптимальную схему информирования заказчика о доработках, которые планируются для включения в следующий релиз системы, а так же последовательность действий каждого из участников в случае, если доработка не прошла одно из тестирований перед выводом «в бой», с последующем заключением SLA с ИТ по согласованной схеме.

Так же БП решает задачи с заказчиками по запросу от ИТ. Например, организация тестирования задач со стороны заказчика в короткий срок. В данном случае БП должен включить в мотивацию сотрудников со стороны заказчика KPI срока тестирования ИТ-задач заказчиками, а также предоставление инструмента для контроля и возможности тестирования (в т. ч. оперативное обеспечение сред тестирования).

Задача БП – выстроить эффективный бизнес процесс поступления и реализации задачи таким образом, чтобы «в бой» попадали только нужные бизнесу ИТ-доработки и в максимально короткий срок.

В чем ценность бизнес-партнера для организации?

БП должен понимать эффективность реализации задачи и уметь “отсеивать” ненужное. Мелкие “доделки”, за которые так сильно переживают заказчики, засоряют пропускную способность ресурсов ИТ, что негативно сказывается в целом на бизнесе ввиду невозможности оперативного создания продуктов или автоматизации процессов. Например, лучше на этапе инициации ИТ-задачи, отказать в 2-3 мелких «доделках» текущего процесса выдачи кредита, посмотреть на бизнес-процесс комплексно и сделать одну емкую автоматизацию, которая поспособствует уменьшению времени выхода на сделку и принесет по-настоящему значимый результат организации. Хорошая работа БП – это выявление и последующий «выброс в корзину» неэффективных ИТ-задач. Кстати, задача может стать неэффективной пока находилась в очереди на исполнение – БП должен вовремя ее идентифицировать и снять с реализации, не взирая на эмоциональную привязанность к задаче заказчика (заказчик мог долго и многоитерационно создавать бизнес-требования, из-за чего ему «жалко» снимать с реализации задачу).

БП должен понимать бизнес процессы организации, чтобы совместно с заказчиком прорабатывать “облегчение” бизнес требований без потери эффекта от доработки. Таким образом ресурс ИТ высвободится от реализации “излишних” бизнес-требований.

БП должен уметь выстраивать коммуникации внутри бизнеса и внутри ИТ, т. к. сквозной приоритет задач для ИТ должен быть непротиворечив и прозрачен для всех сторон. При наличии БП в организации, ИТ имеет на руках всегда актуальные ожидания заказчика по срокам и очередности ИТ-задач, что способствует качественному планированию ИТ-ресурсов. Одновременно с этим БП управляет ожиданиями заказчика по ИТ-задачам внутри одного вида бизнеса, что способствует качественному принятию управленческих решений в развитии бизнеса.

Каким организациям необходим бизнес-партнер?

Верхнеуровнево можно выделить несколько триггеров, по которым имеет смысл задуматься о наращивании компетенции БП в организации:

1) Если в вашей организации ИТ-ресурсы не выделены в группы для реализации задач небольших бизнес-отделов, то велика вероятность, что ваша организация не в состоянии управлять ожиданиями бизнеса по ИТ-составляющей. В таких организациях ИТ-задачи большой, средней и маленькой трудоемкости стекаются в «трубу ИТ-ресурсов” и далее вряд ли ею системно управляют.

2) Если количество задач превышает ~200 штук на 1 вид бизнеса. Велика вероятность, что при таком объеме задач количество пересечений между отделами будет значительно, и скорее всего вам не раз уже приходилось точечно, через высшее руководство переприоритезировать задачи.

3) Если вы проводите комитеты по выделению ИТ-ресурсов. ИТ ресурсы всегда в недостатке в любой организации. Вопрос в том, хотите ли вы выстроить систему, в которой дефицит ИТ-ресурсов будет использоваться только для эффективных задач.

4) Если вы практикуете квотирование ИТ-ресурсов на виды бизнеса. Квотирование плохо тем, что для ИТ не видны реальные потребности бизнеса, соответственно в организации закрыты возможности для усиления ИТ-команд.

5) Если вас не устраивают показатели срока выпуска доработки. Не всегда очевидно, что имеются проблемы на стороне заказчика, в т. ч. срывы сроков. За показатели срока выпуска доработки всегда ответственны обе стороны (заказчик и ИТ).

Резюмируем: БП – это неудобный сотрудник для конечного заказчика и для ИТ-исполнителя одновременно, т. к. для заказчика появляется контролирующий инструмент эффективности его задач, а для ИТ-сотрудника появляется контролирующий инструмент сроков и очередности выполнения задач. Грамотный БП поможет организации добиться эффективности в процессе постановки и реализации задач с ИТ-составляющей.

По материалам PLUSworld.ru

 

 

Новости в вашей почте
mail

PLUSworld в соцсетях:
telegram
vk
dzen
youtube
ЕЩЁ НОВОСТИ