161-ФЗ: возможны проблемы с легализацией действующих контрактов на платежные услуги
Госдума одобрила в первом чтении проект поправок в Федеральный закон о национальной платежной системе (161-ФЗ). С момента принятия закона в 2011-м прошло достаточно много времени, рынок и платежные технологии стремительно развиваются. Можно сказать, что изменение закона призвано догнать уходящие требования к платежам и операторам, предоставляющим эти услуги.
Первое, что бросается в глаза: Банк России хочет легализовать оказание на территории России услуг поставщиков разных сервисов, например, AliPay, WeChat, Apple Pay, Samsung Pay и пр. Теперь российским банкам, предоставляющим такой сервис для своих торговых точек, необходимо будет зарегистрировать в Банке России свои отношения с иностранными поставщиками. За Банком России закрепляется право запрашивать у иностранных поставщиков информацию о сервисе, включая персональные данные. Стоит отметить, что подобные нормы в отношении иностранных платежных систем и платежных сервисов уже внедрены Центральными Банками некоторых стран СНГ, например, национальными банками Таджикистана и Кыргызстана. Эти требования выглядят вполне обоснованными и своевременными.
Еще одной важной особенностью изменений в Законе станет расширение функционала банковского платежного агента. Теперь агрегаторы платежей попадут в правовое поле банковских платежных агентов, что вполне логично, и их деятельность будет регламентирована. Это позволит удалить с рынка недобросовестные компании и защитить интересы россиян.
Что очень важно: при достаточной либеральности закона в части распространения услуг иностранных платежных сервисов и различных мобильных приложений, Банк России настроен крайне решительно в части ограничения доступа этих сервисов к аутентификационным данным российских клиентов, т. е. пароли, коды, аналоги собственноручной подписи остаются исключительно в зоне ответственности российских кредитных организаций. Банк России также собирается распространить требования российского законодательства по защите информации при осуществлении переводов денежных средств иностранным поставщикам платежных услуг. Эти требования особенно актуальны в условиях современного нестабильного международного финансового рынка.
Безусловно, российским поставщикам иностранных платежных сервисов придется приложить определенные усилия для приведения уже действующих контрактов к вновь вводимым нормам и здесь очень важен переходный период, который, мы надеемся, будет заложен в законе. К сожалению, в представленной версии закона совершенно не учтены особенности российских платежных систем, операторы которых не являются кредитными организациями, т. е. собственно не являются операторами по переводу денежных средств. В этом отношении возможны проблемы в части легализации уже действующих контрактов на платежные услуги. Возможно, потребуются дополнительные разъяснения со стороны Банка России отдельных норм закона. Здесь очень важен оперативный контакт с соответствующими структурами ЦБ.
По материалам PLUSworld.ru