Кто попадает под новый закон о платежных агрегаторах?
В среде экспертов это – обиходное понятие. Чаще всего профессионалы рынка понимают деятельность service provider, связанную с «агрегацией» или «пропусканием платежей через себя», а сервис провайдеров рассматривают как технологический сервис, обеспечивающий прием карточных платежей по договору информационно-технологического обсулуживания/взаимодействия.
В текущей редакции законопроекта (пп4 п.1 ст14) платежный агрегатор «предоставляет юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям программные и/или технические средства, обеспечивающие прием электронных средств платежа, и/или участвует в переводе денежных средств в пользу юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, в том числе по операциям с использованием электронных средств платежа». При этом законопроект предусматривает, что платежным агрегатором придется получать статус банковского платежного агента (БПА), а также обеспечить запрет на передачу любой информации о внутрироссийских платежах за пределы РФ.
Следуя логике, законопроект должен сделать онлайн-платежи более прозрачными, чтобы оператор электронных денежных средств (ЭДС) напрямую видел конечного получателя средств, который должен заключить прямой договор с оператором ЭДС, а плательщик непосредственно перед осуществлением платежа видел всю необходимую информацию об операторе ЭДС и БПА через которого осуществляется платеж/перевод денежных средств.
Однако законопроект в нынешнем виде не дает четких критериев БПА, считает П. Рево. Формально из проекта следует, что БПА «предоставляет юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям программные и/или технические средства, обеспечивающие прием электронных средств платежа» по заключенным договорам. Исходя из этой формулировки, все сервис-провайдеры (PSP, процессоры), оказывающие сервис приема платежей и имеющие прямые контракты с «мерчантами», должны будут стать БПА. При этом законопроект не дает разъяснения о роли тех провайдеров, которые обеспечивают прием электронных средств платежа по договору с банком и оказывают данную услугу непосредственно банкам. В эту категорию также можно отнести и не in-house банковские процессинги, оказывающие услуги по сервисным договорам.
Также законопроект не дает четких критериев конечного получателя средств у которого должен быть договор с оператором ЭДС. В случае принятия закон в конечном виде должен дать разъяснение на эти вопросы, – выразил пожелание эксперт.
По материалам PLUSworld.ru