19.10.2018, 14:15
Количество просмотров 131

Финансовые пирамиды и недобросовестные ICO-проекты: как не попасть в ловушку мошенников

Казалось бы, время финансовых пирамид закончилось в XX веке, но люди продолжают вкладывать свои сбережения в сомнительные предприятия. Как не стать жертвой мошенников рассказал менеджер по развитию торговой инфраструктуры компании Zichain Данил Яковлев.
Финансовые пирамиды и недобросовестные ICO-проекты: как не попасть в ловушку мошенников

Финансовые пирамиды существуют в России не один десяток лет. Это схемы, в которых доход участников формируется за счет дохода от средств, которые вносят другие участники. Наиболее нашумевшие из них были построены в конце прошлого века. В 1992 году мошенническая организация «Властилина» предлагала вкладчикам машины и квартиры вдвое дешевле их рыночной стоимости под залог денежных средств, которые необходимо было держать на вкладе в течение определенного периода времени. Деньги владельцы компании получали от новых участников, часть суммы оставляли себе, а остальное выплачивали тем, кто вложился раньше. От действий компании пострадало более полутора десятков тысяч человек.  В том же году была организована компания «Русский дом Селенга», счет пострадавших от деятельности организации шел уже на миллионы людей. РДС привлекали деньги населения, заявляя, что полученные средства пойдут на строительство домов, а участники получат огромный процент по вкладам. Однако самой громкой финансовой пирамидой 90-х годов стала МММ. Люди вкладывали денежные средства в акции компании, ожидая обещанную сверхприбыль, но развал организации не заставил себя долго ждать, и после резкого обесценивания бумаг более 10 миллионов человек потеряли все свои вложения.

Казалось бы, время финансовых пирамид закончилось в XX веке, но люди продолжают вкладывать свои сбережения в сомнительные предприятия.  Несмотря на то, что финансовая грамотность населения повышается, мошенникам удается разрабатывать всё более и более сложные схемы получения средств и в XXI веке проблема финансовых пирамид не теряет своей актуальности. В СМИ не утихают пересуды по поводу сомнительной деятельности компаний «Кэшбери» и «Соль Руси». Их характерная особенность в том, что инвесторам предлагалось вложить средства в перспективный бизнес, который создатели обеих мошеннических схем изначально развивать не собирались.

Говоря о финансовых пирамидах нельзя не коснуться темы недобросовестных ICO-проектов, от которых пострадала индустрия криптовалют.

Криптовалютный мир открывает возможности для получения большой прибыли, однако занятие это часто бывает рискованным, поскольку прибыльные проекты «выстреливают» не часто, да и мошенники не дремлют, они придумывают новые способы отъема денег у людей. Их задача — разработать яркую концепцию, провести маркетинговую и рекламную кампании, а после проведения ICO-проекта удалить все сайты и прекратить выходить на контакт с инвесторами, вложившими свои средства в, казалось бы, многообещающий проект.

Для того, чтобы понимать в какие проекты можно вкладывать деньги, а с какими финансовыми организациями связываться небезопасно, необходимо уметь выявлять признаки мошеннических проектов:

Сверхдоходность (более 20% годовых)

Доходность рублевых депозитов в банках сейчас в районе 6.5%, доходность облигаций федерального займа около 8.5%. Все, что выше этих доходностей, предполагает повышенный риск, который трудно оценить без наличия большого опыта и знаний в финансах. Даже крупнейшие всемирно известные инвестиционные фонды, в которых работают самые высококвалифицированные специалисты, в большинстве своем не показывают стабильную доходность более 20% годовых, поэтому обещание гарантированной доходности 100-200% в год всегда является обманом.

Агрессивная реклама

Повышенное внимание СМИ и интернет-ресурсов к тому или иному проекту потенциальным инвесторам чаще всего не сулит ничего хорошего. Большую часть бюджета мошеннические финансовые компании обычно тратят на маркетинг, потому что именно от него зависит поток новых денег от инвесторов. Рекламные бюджеты могут быть настолько большими, как в случае с «Кэшбери», что проект может позволить себе подключать к рекламной кампании множество звезд шоу-бизнеса, самых популярных видеоблогеров и других публичных людей. Агрессивная реклама всегда должна настораживать начинающих инвесторов и вкладчиков. Также хайп вокруг проекта нацелен прикрыть слабые стороны и проблемы продукта. Не стоит верить обещаниям, что разработка произведет революцию в какой-либо области. О по-настоящему прорывных проектах не распространяются до запуска.

Сверхприбыльные проекты

Вновь стоит вспомнить, что прибыль не может быть гарантированной. В попытках представить свой проект в максимально выгодном свете, мошенники зачастую искажают информацию и преувеличивают факты. Доходность, которую предлагала компания «Кэшбери» за счет развития бизнеса микрокредитования, в разы превышала рыночные ставки действующих в России микрофинансовых организаций.

Отсутствие собственных основных фондов и других дорогостоящих активов

В случае с «Солью Руси» крайне настораживает факт, что более 99% активов компании — вложения самих инвесторов, в то время как основные фонды (здания, оборудование, транспорт) составляют всего около 5 млн рублей, что непозволительно мало для крупного производителя.

Вознаграждение за привлечение клиентов и инвесторов

Если компания обещает различные существенные бонусы за приведенных вами клиентов, то это означает лишь то, что у нее нет четкого плана по развитию бизнеса. Это, в свою очередь, значительно повышает шансы того, что перед вами мошеннический проект и в наличии у компании клиентов нет большого смысла. Привлечение инвесторов по реферальной системе — еще более опасный сигнал, потому что добросовестные компании, как правило, стараются минимизировать стоимость привлечения капитала, ведь ожидаемая доходность проекта ограничена.

Слабость разработки и неопытность команды

Часто недобросовестный ICO-проект можно «вычислить» по слабому уровню разработки. Тщательно изучите заявленный на ICO проект. В White Paper представлена самая полная информация, которая описывает цели и экономику ICO, из нее можно сделать обоснованный вывод о перспективах проекта. Если вам сложно оценить White Paper, можете воспользоваться информацией с официальных страниц проекта в социальных сетях, обычно там потенциальные инвесторы обсуждают и подробно разбирают составляющие основного документа.

К слабым проектам можно отнести такие решения, аналоги которых уже существуют на рынке и не несут в себе новых идей. Также зачастую недобросовестные разработчики выводят на ICO продукты не популярные среди клиентов, на которые отсутствует спрос. Но бывают и уникальные по своей задумке проекты, в которых прослеживается отсталость технологических решений, их также могут выводить на ICO мошенники.

Необходимо обращать внимание на достижения команды проекта, они также должны быть описаны в White Paper. Если у команды нет успешных разработок и достаточного опыта работы в аналогичной сфере деятельности, то не стоит доверять им свои деньги.

Слишком долгие сроки реализации проекта

Еще до запуска ICO команда разработчиков составляет так называемый Road Map или «карту проекта». В ней детально описываются план развития, который включает сроки финансирования и реализации задач проекта. Чтобы защититься от риска затянутой реализации, досконально изучите этот документ. В лучшем случае, еще до запуска ICO, проект должен иметь предварительную, но уже рабочую версию продукта. Если таковой нет — не критично, но в любом случае, продукт хотя бы в первоначальном исполнении должен быть выпущен не позднее полугода после завершения ICO. Более длительные сроки запуска продукта недопустимы. Не стоит ждать появления конкурента на рынке, который опередит своего нерасторопного «коллегу».

Стремление человека к легким деньгам неискоренимо и сегодня становится все больше возможностей улучшения благосостояния. Однако, когда вы получите «предложение своей мечты», не соглашайтесь на него сразу же, возьмите паузу, проанализируйте что именно вас в нем привлекло, может быть обещание быстрого заработка или громкие заявления о масштабности проекта. Вспомните о горьком опыте миллионов людей, пострадавших от финансовых пирамид и других схем, которые изначально были задуманы с целью отъема денег у населения. Если вы все-таки угодили в лапы мошенников, незамедлительно обращайтесь в правоохранительные органы и не молчите о своей проблеме, нужно как можно шире распространить информацию о недобросовестном проекте или компании. Пусть о мошенниках узнает общественность, это поможет сократить списков жертв, попавших в обманные схемы.

По материалам Zichain

Новости в вашей почте
mail

PLUSworld в соцсетях:
telegram
vk
dzen
youtube
ЕЩЁ НОВОСТИ