04.06.2018, 15:06
Количество просмотров 732

Краудфандинг: тренд глобального масштаба

Иван Басов, Руководитель аналитического направления, и Юлия  Рязанцева, Аналитик, Ассоциация "Финтех", оценивают текущее состояние и перспективы такого альтернативного способа привлечения капитала, как краудфандинг.
Краудфандинг: тренд глобального масштаба

Что такое краудфандинг

Как известно, краудфандинг – это альтернативный способ привлечения капитала, в котором используются онлайн-платформы.

[caption id="attachment_403501" align="alignright" width="85"]Иван Басов Иван Басов[/caption]

Средства могут быть использованы в широком спектре проектов: потребительские кредиты, кредиты малому и среднему бизнесу, участие в бизнес-стартапе, приобретение собственности. Отличительной особенностью такого способа является коллективный сбор средств на реализацию проекта. Этот механизм позволяет получать финансирование вне банков, бирж, фондов.

Чем привлекателен краудфандинг:

  • Позволяет обратиться к тем людям, которые хотят стать частью какого-то проекта/ какой-то группы
  • Позволяет людям инвестировать небольшие денежные суммы
  • Дает компаниям возможность провести предпродажу какого-либо товара, чтобы протестировать рынок, и помогает им развивать сеть последователей

    [caption id="attachment_403502" align="alignright" width="85"]Юлия Рязанцева Юлия Рязанцева[/caption]

  • Эксклюзивность и эксклюзивные вознаграждения первым спонсорам
  • Прозрачность
Достоинства/ недостатки

Краудфандинговые проекты имеют финансовые и нефинансовые преимущества для инициаторов проектов.

tabl-1Краудфандинг в мире. Статистика

Швейцария. На конец 2015г. функционировали 30 краудфандинговых платформ. Их число выросло до 40 в апреле 2016г. и до 50 в апреле 2017г. С 2015г. до 2016г. разные виды краудфандинга показали следующие результаты:

  • Краудлендинг показал самый значительный рост (+597% до 55,1 млн швейцарских франков),
  • Краудинвестинг (+453% до 39,2 млн швейцарских франков),
  • Безвозмездный и reward-based виды (+37% до 17 млн швейцарских франков)

Всего за 7 лет в Швейцарии через краудфандинг было собрано 193,8 млн швейцарских франков. В 2016г. более 100 000 человек поддержали краудфандинговые проекты. В сегменте reward-based было профинансированы 1338 кампаний из запущенных 2042 (65,5%).

Австрия. За 2015г 6 австрийских платформ краудинвестинга собрали 8,1 млн евро, учитывая, что с 2013г. 70 австрийских проектов в общей сумме собрали 11,1 млн евро.

На апрель 2017г. в Австрии наряду с международными Kickstarter, IngieGoGo и т.д. зарегистрированы 20 краудфандинговых платформ. Из них: 10 краудлендинговые, 5 – краудинвестинговые, 4 – основаны на нефинансовом вознаграждении, 4 – благотворительные.

Некоторые из плафторм функционируют исключительно в границах Австрии (1000x1000, Dagobertinvest, Fundraizer), другие пытаются выйти на рынок Германии, Швейцарии (HomeRocket, primeCrowd).

У некоторых австрийских банков есть собственные краудфандинговые платформы. У банка BAWAG P.S.K. платформа «Es geht!», у Raiffeisenlandesbank Vorarlberg платформа Mit einander Vorarlberg).

Великобритания. На декабрь 2017г. в Великобритании функционировали 65 платформ. 40% платформ мультивариантны и представляют разные виды краудфандинга. Краудинвестинг доступен на 31% платформ.

Наибольшее количество платформ ориентированы на бизнес-финансирование (60% площадок). В 2017г. наиболее значительного успеха добился цифровой банк Monzo, собравший 2,5 млн фунтов стерлингов от 6500 инвесторов через краудинвестинговую кампанию. Второй по популярности сектор – общественные блага (37% платформ). Они решают ряд проблем от восстановления зданий до политических кампаний. Далее следует сектор искусства и творчества (22% платформ). 15% платформ поддерживают другие отрасли – финансирование ипотечных жилищных кредитов, область недвижимости в целом.

Виды краудфандинга

Среди видов краудфандинга можно выделить следующие:

  • Безвозмездный (donation-based/, благотворительный). Тип краудфандинга, который предполагает простые пожертвования, сбор средств на некоммерческие проекты, вознаграждение отсутствует. Распространен этот вид, как правило, среди социальных, благотворительных, культурных проектов. Может использоваться в политических кампаниях. Жертвователи не получают вознаграждения.
  • Кредитование (loan-based, P2P). Средства собираются для финансирования физических лиц, потребителей, и юридических, бизнеса. Этот вид краудфандинга представляет собой онлайн-процесс заключения финансовой сделки, в котором заемщики и кредиторы связываются друг с другом без участия банковской системы. Часто представляет собой P2P-кредитование, делится на кредитование предприятий и потребителей-физических лиц. Процентные ставки обычно ниже, а инвестор может выбрать степень риска, которую готов принять на себя. Сайты платформ могут предлагать рейтинговую систему, аналогичную кредитному рейтингу. Краудлендинг является самым быстроразвивающимся видом краудфандинга. Доминирующая роль отводится личным займам.
  • Вознаграждение (reward-based). Подразумевает сбор средств с последующим получением нефинансового вознаграждения. Используется при сборе средств в творческих, культурных, спортивных проектах. Жертвователи получают вознаграждение в виде продуктов, работ и произведений искусства. Является наиболее распространенным и простым видом краудфандинга. Работает обычно по принципу «все или ничего» (либо полная сумма сбора, либо ничего).
  • Краудинвестинг (equity-based, investment-based). Сбор средств, производимый для дальнейшего инвестирования и участия в деятельности компании в будущем. Инвестиции в компанию привлекаются в обмен на акции этой компании. Инвесторы покупают акции, а их инвестиции направляются на развитие предприятия. Такая форма подходит компаниям-новичкам, стартапам.
  • Некоторые авторы выделяют в отдельный вид краудфандинга Invoice Trading. В этом виде краудфандинга инвесторы приобретают неурегулированные бизнес-инвойсы со скидкой. Торговля счетами в короткие сроки помогает малому и среднему бизнесу, которые нуждаются в ликвидности. Ранее инвесторы не могли напрямую инвестировать в оборотный капитал бизнеса. Онлайн-торговля инвойсами/ факторинг подразумевает, что продавец использует неоплаченные счета в качестве залога, чтобы быстро получить финансирование. Финансирование таким способом дешевле и быстрее бизнес-кредитов, овердрафта или традиционных методов краткосрочного финансирования.  (https://www.crucialcrowdfunding.com/lessons/invoice-trading/)

Доход инвестора представляет собой разницу между суммой, которую он заплатил за счет и суммой самого инвойса (Crowdfunding Monitoring Switzerland 2017).

Особенности правового регулирования краудфандинга в мире

tabl-2Примеры краудфандинговых платформ

tabl-3bez-zagolovka

По материалам PLUSworld.ru

 

 

 

 

 

 

 

 

Рубрика:
{}Технологии
Новости в вашей почте
mail

PLUSworld в соцсетях:
telegram
vk
dzen
youtube
ЕЩЁ НОВОСТИ