19.02.2018, 16:02
Количество просмотров 167

Российские независимые операторы банкоматных сетей? Рынок ждет

Появление в России первых независимых сетей ATM, совместно используемых банками – дело обозримого будущего?
Российские независимые операторы банкоматных сетей? Рынок ждет

Недавно портал PLUSworld.ru разместил результаты исследования, которые показывают, что независимые операторы банкоматных сетей опережают банки на крупнейших страновых рынках. Материал вызвал активный отклик экспертов, которые уверены – Россия также не должна оставаться в стороне от мировых тенденций.

По мнению ряда экспертов, отечественному мегарегулятору стоит проанализировать глобальную тенденцию, в рамках которой банки делегируют все непрофильные для них направления, связанные преимущественно с решением сугубо технологических задач, специализированным структурам в рамках аутсорсинга. Характерно, что этот момент нашел свое отражение в целом ряде положений Второй европейской директивы PSD2, которые вступают в силу в 2018 году. Из недавних примеров здесь можно привести формирование сегмента PSP-провайдеров – тренд, который уже начал набирать обороты и России. И если последним банки все чаще отдают комплексное обслуживание свои POS-терминальные сети, то появление на отечественном рынке структур, готовых взять на себя поддержку и развитие банкоматных сетей, представляется сегодня весьма своевременным. По какой конкретной модели они будут работать с банками, будет ли речь идти о полном аутсорсинге или нет, и какую роль в этой модели оставят за собой сами кредитные организации, покажет только время. При этом сама реализация аналогичных принципов, сформулированных в PSD2, на российском банковском ландшафте будет, скорее всего, иметь свои особенности, причины которых лежат на поверхности. Вместе с тем уже сегодня имеет смысл проанализировать востребованность деятельности независимых операторов банковских сетей в нашей стране.

На этом фоне публикация результатов исследования, посвященного росту банкоматных сетей независимых операторов на крупнейших мировых рынках, представляется экспертам рынка более чем своевременной.

По мнению Максима Дерёшина, начальника управления по развитию систем самообслуживания Альфа-Банка, «процесс развития банкоматных сетей независимых операторов на крупнейших зарубежных рынках выглядит очень логичным, т. к. таким образом упрощается и удешевляется работа множества банков с самыми разными амбициями с точки зрения банкоматного бизнеса.

Так, для крупного банка с разветвленной сетью ATM наличие сетей, совместно используемых банками, не будет иметь особого значения – при широкой клиентской базе почти любой их банкомат будет эффективен.

В случае средних банков с относительно небольшими банкоматными сетями ситуация несколько иная. Для них по мере развития складываются условия, когда разрешать бесплатное снятие наличных всем своим клиентам становится не только дорого, но даже опасно. Дело в том, что они не могут гарантировать собственным клиентам в чужих сетях надлежащий уровень сервиса, особенно в случае сбоев в работе устройств, а также выставления низких лимитов на максимальную сумму транзакции или, например, наличия сервиса зачисления наличных на карту. Более того, средние банки не застрахованы от того, что их клиентов переманит другой банк. Для решения этих проблем в России и были созданы крупные партнерские сети, существующие на основе билатеральных (bi-lateral) соглашений. Именно этот подход позволяет улучшить экономику банкоматного бизнеса, ускорить разбор претензий, поднять лимиты на снятие и гибко добавлять востребованные сервисы. При этом устанавливаемые банком собственные АТМ начинают частично окупаться за счет потока клиентов банков-партнеров, что позволяет снизить требования к спросу со стороны собственных клиентов.

Если же вы – растущий банк без своей сети АТМ, то у вас появляются все те же проблемы, что и у средних банков, только шанс вступить в партнерство небольшой, т. к. другим участникам партнерства взамен ничего предложить не получится (кроме разве что дополнительного трафика со стороны своих клиентов, которым, правда, не так-то просто управлять). Таких партнерств в России не так много, т. к. крупным банкам, как мы уже выяснили, они неинтересны, а средние воспринимают такую сделку как помощь конкуренту.

На этом фоне можно утверждать, что независимые сети в первую очередь помогли бы решить проблему растущим банкам, т. к. их главная цель – заработать на комиссиях и трафике. Любой такой банк без долгих уговоров мог бы просто подключится к сети и направить своих клиентов к этому сервису, получив одновременно гарантированные условия надлежащего уровня сервиса.

Но при этом и средние банки также могут быть заинтересованы в таких сетях независимых операторов: убедившись в качестве сервиса, они могли бы направлять туда своих клиентов, не боясь, что их переманят, параллельно оптимизируя свою собственную банкоматную сеть.

Более того, крупные банки также могут присмотреться к такой инфраструктуре, поскольку зачастую их собственные точки бывают просто перегружены.

Также клиентами независимых банкоматных сетей могут стать не только банки, но и крупные юрлица, собирающие платежи от своих клиентов – физлиц. Разумно, что такие сети должны быть оснащены полнофункциональными ресайклерами, чтоб предоставлять максимум сервисов как для партнеров, так и для клиентов, причем с минимальной себестоимостью.

Помимо решения законодательных вопросов, также важно обратить внимание на то, чтобы бренд такой сети был знаком массовому потребителю, должна быть выстроена серьезная маркетинговая поддержка, иначе клиенты просто будут бояться использовать неизвестные им банкоматы. Уверен, что появление первой такой сети в России – дело относительно скорого будущего!»

«Международный опыт, безусловно, подтверждает успешность модели организации независимых пулов банкоматов, – считает Кирилл Свириденко, генеральный директор процессинговой компании «МультиКарта». – А с учетом того, что доля наличных в общем обращении составляет по России около 80%, перспективы создания объединенных сетей АТМ очевидны. Для многих банков возможность значительного расширения географии присутствия за счет таких банкоматных сетей обеспечивает способность развития клиентской базы, увеличения каналов продаж и связанных с этим прочих очевидных выгод. С точки зрения организации процессингового обслуживания такого решения мы не видим для себя никаких проблем. Например, наши текущие возможности позволяют предоставлять процессинг и сервис для банкоматных сетей в сотни тысяч устройств. Другой вопрос, о котором нельзя забывать, – это обязанность компаний действовать в соответствии с требованиями законодательства РФ и регулятора финансового рынка. Мы не исключаем, что опыт создания операторов банкоматных сетей появится и в России».

По мнению Сергея Панюшкина, независимого эксперта, в России есть все предпосылки для создания банкоматной сети совместного использования, которая управляется компанией, созданной пулом коммерческих банков. Это будет выгодно всем: широкая доступность услуг для клиентов при низкой стоимости транзакции для банков по сравнению с собственной сетью. При этом можно сохранить весь привычный для клиента опыт – запуская пользовательский интерфейс того банка, клиентом которого он является. Плюсов много, вопрос только в том, кто возьмет на себя инициативу по созданию такой сети.

Михаил Ярынич, заместитель директора компании «Дельта-Системы», считает, что публикация об успехах независимых операторов банкоматных сетей на крупнейших рынках «является прекрасным напоминанием со стороны редакции PLUSworld.ru о существовании альтернативного сценария развития сетей устройств самообслуживания и повышения доступности одной из основных финансовых услуг – получения наличных денег.

Мир не стоит на месте, он меняется, причем меняются как бизнес-модели использования сетей устройств самообслуживания, так и подход к контролю налично-денежных операций и, конечно же, стратегия кредитных учреждений в части получения операционной прибыли с одновременным снижением своих затрат.

Можем ли мы применить описанный опыт в России и в какой мере?

Как отмечает М. Ярынич, «для производителей ATM, поставщиков устройств на рынок и самих российских банков (не готов, правда, судить о позиции наших «госбанков»), торговых предприятий и сервисных компаний (возможно), применение такой схемы будет очень выгодным и даст толчок к развитию и новым инвестициям. Рассмотрим суть такой схемы. Первый вариант – ритейлер самостоятельно приобретает банкомат (банку инвестировать в закупку устройств в рамках данной схемы будет неинтересно). Заключив соглашение с банком, он инкассирует его своими собственными наличными деньгами (выручкой), обеспечивает обслуживание устройства и за это получает комиссионный процент с транзакции – по сути, за продажу своей выручки. Второй вариант – находится компания, которая закупает банкоматы, устанавливает их, обеспечивает сервисную поддержку и инкассацию и в рамках соглашения с банком/банками получает проценты с транзакции или абонементный платеж с банка – участника соглашения.

«Казалось бы, прекрасная идея, – отмечает эксперт. – Банк не занимается непрофильной для себя деятельностью, сосредоточившись на финансовых операциях и решая параллельно вопросы привлечения держателей карт (поскольку банкоматная сеть растет и клиент видит возможность в любой момент получить свои деньги), а также сокращения затрат на привлечение. В свою очередь ритейлер, инвестируя средства в банкоматы, получает возможность дополнительно заработать и т. д. Однако не все так просто… В рамках существующего российского законодательства и подзаконных актов, включая инструкции регулятора, реализовать такую схему и обеспечить рост бизнеса, отрасли, активности держателей карт, доступности денег невозможно в принципе! Потому что сегодня законодательство в принципе не рассматривает ситуацию, когда предназначенный для обслуживания клиента – держателя карт банкомат может не находиться в собственности банка, и в этот банкомат ритейлер может положить свои деньги, и они будут проданы в банк и, затем, банком клиенту. Вот что мы имеем на сегодняшний день, как это ни печально».

Впрочем, в ближайшие годы ситуация может измениться, когда средние и малые банки полностью прекратят закупать и устанавливать свои банкоматы, а госбанки и крупные коммерческие банки не смогут их заместить. Доступность наличных денег окажется снижена, соответственно, держатели карт будут держать меньше средств на счетах, уходя в кэш, а банки потеряют дешевые деньги – средства на счетах клиентов – и будут вынуждены тратить еще больше средств, чтобы хоть как-то расширять свою банкоматную сеть и тем самым удерживать обеспокоенного клиента. Однако лучше было бы обратить внимание на проблему уже сегодня.

Как отмечает Дмитрий Алексеев, глава департамента сервис-менеджмента компании Diebold Nixdorf в России, российское законодательство и положения ЦБ четко определяют, что принимать и выдавать наличные денежные средства через банкоматы могут только кредитные организации, включая банки. При этом никаких ограничений относительно того, кому при этом должно принадлежать само устройство самообслуживания и кто может его эксплуатировать, в законодательстве и нормативах ЦБ не прописано. Так или иначе, этот вопрос на сегодняшний день остается неурегулированным – например, может ли банкомат находиться в собственности/аренде/лизинге у ритейлера, пока остается неясным, и его следует сделать прозрачнее с юридической точки зрения.

В любом случае уже сегодня в России возможны схемы, когда сама инфраструктура обслуживания в виде банкоматной сети будет принадлежать некому независимому оператору из числа небанковских структур (например, тому же ритейлеру по аналогии с американо-канадской схемой установки POS-терминалов), а обслуживать операции с наличными в ней будет банковский пул.

На отечественном рынке такая модель могла бы стать широко востребованной при условии создания юридических условий для ее полной легитимности. Сети независимых операторов, совместно эксплуатируемые банками – это тренд, который неизбежно найдет свое отражение и в России. Ведь именно закупка банкоматов требует от банков крупных стартовых инвестиций, и новый подход позволяет их избежать.

Одним из немногих моментов, которые необходимо проработать в этом направлении, представляется вопрос конкуренции. Не лишаем ли мы банки возможности конкурировать друг с другом, обслуживания своих клиентов на одних и тех же устройствах в одних и тех же локациях? Однако современные технологии уже позволяют иметь «белый» банкомат с нативным интерфейсом, позволяющим каждому использующему его банку предлагать своим клиентам именно тот перечень услуг и именно в том формате, который им привычен по опыту обслуживания в собственных банкоматах этого банка. В том числе, банки по-прежнему смогут делать на «общих» банкоматах персонифицированные предложения и т. д., а также создавать у клиента ощущение, что он имеет дело именно со своим банком, включая привычный интерфейс, дизайн монитора и набор сервисов.

И компания Diebold Nixdorf в полной мере располагает сегодня такой технологией. На наш взгляд, таким образом совместно с банками мы сможем в принципе изменить ситуацию на российском рынке, уйдя из области «каждый сам за себя» в область «мы создаем общую инфраструктуру» и переводя конкуренцию из «аппаратной сферы» в сферу цифровую, реализуя само содержание идеи о конкуренции банков своими предложениями, условиями и качеством сервисов, а не количеством установленных АТМ.

По словам Виталия Никифорова, управляющего директора ООО «Хесон Рус» (представительство Nautilus Hyosung Inc. в России), «Nautilus Hyosung Inc. является одним из лидирующих поставщиков банкоматов на рынок независимых операторов на протяжении длительного времени. В продуктовой линейке вендора есть так называемые ритейловые банкоматы (Retail ATM), которые являются основой сети того или иного независимого оператора. При этом Nautilus Hyosung Inc. выступает и как независимый оператор, располагая на территории Южной Кореи собственной сетью банкоматов в количестве около 12 тыс. устройств, и как поставщик банкоматов частным компаниям на территории США. Вендор занимает первое место на рынке США по поставкам ритейловых банкоматов для частных нефинансовых организаций, а также первое место на территории Южной Кореи по поставкам всех видов устройств самообслуживания как для финансовых институтов, так и для нефинансовых компаний».

«Во многих странах сети независимых операторов действительно занимают значительную долю рынка – комментирует Константин Хоткин, вице-президент по продажам ЗАО «Эн.Си.Ар», NCR A/O». – Для банков есть ряд преимуществ от использования сети именно независимых операторов, как, например, то, что они независимые, ведь при использовании сети другого банка есть шанс, что банк – владелец банкомата может сманить клиента . Однако для того чтобы эта схема заработала в России, необходимо, помимо изменения нормативной базы, еще и наличие бизнес-потребности в таких сетях со стороны банков. Крупнейшие банки развивают собственные сети банкоматов, а у небольших банков не так много розничного бизнеса, а соответственно, и заинтересованности в данном виде сервиса. Кроме того, создание такой сети – это большие инвестиции, без которых масштабную сеть, интересную более крупным розничным банкам, создать невозможно. Создание же маленькой сети на начальном этапе в надежде на ее постепенное увеличение в дальнейшем приведет к тому, что как раз в начале проекта банки будет сложно заинтересовать в сотрудничестве. Также не совсем уверен, что без взимания дополнительной комиссии удастся сделать этот бизнес прибыльным, так как аренда хороших мест для установки банкоматов требует дополнительных затрат, помимо всех прочих расходов на содержание сети устройств. Возможно, что кто-либо из крупнейших банков мог бы создать такую сеть, позиционировав ее как независимую. Интересно было бы услышать мнения банков на этот счет, в том числе и о том, должна ли такая сеть обеспечивать функцию выдачи наличных или также необходим прием, и насколько это может быть им интересно в целом».

Портал PLUSworld.ru приглашает к продолжению дискуссии все заинтересованные стороны, включая банки, независимые специализированные структуры, а также ритейлеров, о готовности которых попробовать себя в роли операторов банкоматных сетей мы надеемся рассказать нашим читателям в ближайшее время. Почтовый адрес редакции: news@plusworld.ru, тел.: +7 (495) 961 1065.


forumЭту и другие темы мы обсудим на ПЛАС-Форуме «Банковское самообслуживание, ритейл и НДО» - ключевом мероприятии финансового сектора, посвящённому анализу современного состояния и перспективам развития наличного денежного обращения (НДО), банкинга и платежной индустрии в России и других странах мира. Форум пройдёт в Москве 14-15 ноября 2018 года. Подробная информация доступна на официальном сайте мероприятия. Будем рады встрече с Вами на Форуме, регистрация уже открыта!

По материалам PLUSworld.ru

Рубрика:
{}Технологии
Новости в вашей почте
mail

PLUSworld в соцсетях:
telegram
vk
dzen
youtube