От микрофинансового супермаркета — к микрофинансовой генерации
На рынок — широким взглядом
С 2015 года из уст экспертов и игроков рынка начали настойчиво звучать слова о перспективности и даже необходимости освоения МФО смежных отраслей деятельности. Вот один из многих примеров. «На рынке уже есть успешные кейсы функционирования розничных микрофинансовых супермаркетов: когда на одной площадке функционирует и МФО, и ломбард. Это очень удобно потребителям… По нашему мнению, за подобными объединенными форматами будущее рынка микрофинансирования», — говорил, в частности, президент Национального Объединения Ломбардов Алексей Лазутин.
Старт рыночного реформирования в прошлом году и вовсе перевел тему в разряд наиболее обсуждаемых и актуальных для отрасли. Создавшаяся нагрузка на бизнес по сравнению с недавним прошлым не просто ускорила развитие начатых ранее «смежных» проектов, но и способствовала освоению непрофильных видов деятельности доселе нейтральных компаний. Диверсификация деятельности из способа получения дополнительной прибыли приобрела статус одного из немногих реальных путей решения проблемы фондирования МФО.
Действительно, на фоне растущего спроса на микрозаймы у населения и крайне сдержанной политики, занятой в отношении кредитования МФО банковским сектором, проблема дефицита свободных средств (усиленная ожидающимся повышением норм резервирования средств на просроченную задолженность), так или иначе, требовала решения. Стремление снизить ее остроту, а также желание снять излишнюю нагрузку с основного бизнеса (будь то объяснено приобретением дополнительных конкурентных преимуществ или просто — как подготовка «запасного варианта» на будущее) предопределило достаточно массовое распространение среди МФО практики попутной продажи страховых, пенсионных, консалтинговых услуг, турпутевок, сим-карт и т.п. Примечательно, что масштаб явления даже заставил с опасением заговорить о нем прямых представителей перечисленных сегментов рынка — как, в частности, произошло в сфере негосударственных пенсионных услуг.
Сложности внедрения
Нынешний год проходит для рынка под знаком несколько других приоритетов. Разделение микрофинансовых организаций на МФК и МКК и прочие законодательные нововведения, конечно, не убрали вопрос становления микрофинансовых супермаркетов с повестки дня полностью. Однако его актуальность по сравнению с прошлым изрядно спала. Это заметно как в медийном пространстве, так и безотносительно новостной подоплеки. И вот одно из подтверждений. Из 56-ти МФК, числящихся в реестре на середину ноября (это наиболее вероятные кандидаты на превращение в «супермаркеты», в первую очередь, в силу своего размера), лишь две компании открыто заявляют на своих сайтах о возможности получения клиентами прочих, помимо микрофинансовых, услуг: врачебных, юридических, страхования, проверки кредитной истории. При этом они активно реализуют идею «супермаркета» уже не первый год. Еще одну МФК можно поставить в этот же ряд с большой натяжкой (предлагаются лишь услуги оформления негосударственного пенсионного обеспечения и вход в личный кабинет платежной системы).
А что же остальные? Почему еще недавно столь перспективная тема отошла на второй план?
Начнем с того, что сама идея предоставления в одном месте максимального спектра финансовых услуг подразумевает, скорее, ее интернет-решение. Наличие даже развитой филиальной розничной сети не гарантирует МФО, решившей открыть «супермаркет», полной стандартизации реализуемых продуктов и, тем самым, возможности быстрого оформления комплексного пакета обслуживания. Налицо и существенные дополнительные издержки, — например, на обучение персонала, поддержание ассортимента в каждой конкретной точке, донесение до каждого подразделения необходимой маркетинговой информации. Словом, этот путь достаточно сложен и доступен лишь единицам крупнейших оффлайновых игроков. Среди остальных компаний мы наблюдаем преимущественно частные случаи — как, например, уже упомянутое совмещение на одной площади ломбарда и точки выдачи микрозаймов. Однако сегодня говорить о таких примерах стоит, скорее, не как о варианте реализации «супермаркетовой» концепции, а о пути оптимизации расходов — в данном случае, за счет снижения арендной платы.
Кстати, использование идеи «супермаркетов» небольшими МФО может объясняться и стремлением к чисто брендовому «бонусу». Называя себя подобным образом, организации рассчитывают на привлечение большего потребительского внимания (завуалированный сигнал — оптимальные финансовые решения найдутся для каждого клиента, компания солидна и крупна и т.п.). Однако на практике мы видим, что данный путь не приводит к ожидаемому результату.
Возвращаясь к сложностям в реализации рассматриваемой концепции, обратим внимание и на наличие должной степени интереса со стороны компаний-партнеров — как правило, крупных структур федерального уровня. Не всегда реализованные «пилоты» в микрофинансовом секторе оказались достаточными для принятия решения о более масштабном сотрудничестве. При этом сказанное в равной степени характерно как для оффлайна, так и интернет-сегмента.
Определенно важным фактором в развитии концепции оказывается специфика целевой аудитории. Заемщика МФО, занятого насущной необходимостью срочно занять небольшую сумму, зачастую в последнюю очередь интересует приобретение сим-карты или страховки.
Наконец, свою определяющую роль в снижении интереса к идее микрофинансового супермаркета играет и конкурентный фактор — в форме усиления аналогичной деятельности со стороны объективно более подходящих для этой роли структур. На нее, в свою очередь, заявляют свои права и «Почта России», и сотовые операторы, и конечно же, банки. Именно последние обладают наиболее соответствующей концепции широтой финансового ассортимента (тем более, что многие развивают собственные страховые, пенсионные и другие направления); ресурсами, достаточными для массовой реализации любых задумок; наиболее перспективной в плане потенциального потребления услуг аудиторией. При этом сказанное верно не только в отношении «филиального» варианта развития. Некоторые банковские структуры своим практическим опытом доказывают, насколько опережают они своих потенциальных конкурентов из микрофинансового сегмента по количеству и уровню предлагаемых вариантов и в онлайне.
«Генерирующие мощности» становятся трендом
Между тем, микрофинансовым компаниям все так же — и даже в большей степени — сегодня необходимы пути к надежности, конкурентоспособности, благополучию. Ключом к ним является именно эффективное решение проблемы фондирования. Концепция финансового супермаркета, хоть и теоретически работавшая на ту же цель, уже является чересчур размытой для современных реалий. Ресурсов даже у крупного микрофинансового бизнеса сейчас, как правило, хватает, лишь чтобы сконцентрироваться на профильной деятельности. А надстройки, обеспечивающие ее максимальную эффективность, все более берут на себя именно роль каналов для точечного притока дополнительного финансирования.
Если из 56-ти МФК «супермаркетами» могут назвать себя лишь единицы, то открыли у себя направления по приему частных инвестиций три десятка. Если отнять от общего количества МФК некоммерческие и аффилированные банковские структуры (для них вопрос фондирования не актуален), доля получится очень весомой. Это подтверждает: компаниям интересна, прежде всего, профильная деятельность и наличие прямого финансового канала для ее осуществления.
При этом частные инвестиции являются не единственным путем получения фондирования. И в этом явственно прослеживается рождающаяся сегодня новая тенденция: игроки приступают к активному поиску и апробации и других методов целевого притока средств. Подтверждает это состоявшийся недавно MFO RUSSIA FORUM 2017, где данная тематика удостоилась выделения в отдельную, и при этом весьма обширную, рабочую секцию. Выпуск облигаций (в том числе, через закладные) и привилегированных акций, открытие подразделений по приему средств в форме кредитного потребительского кооператива или P2P-сервиса, криптовалютные операции — эти и другие примеры наглядно доказывают, насколько вариативны имеющиеся практики уже сегодня. И их станет еще больше — в том числе, за счет микрокредитных компаний, вынужденных искать альтернативные способы привлечения средств, будучи законодательно ограниченными в приеме частных инвестиций. Таким образом, именно денежная генерация для подпитки профильного бизнеса становится на наших глазах наиболее актуальной формой эволюционного развития микрофинансовой концепции.
По материалам МФК "Займер"