31.10.2017, 14:49
Количество просмотров 342

Мал платеж, да дорог. Что способствует развитию системы микроплатежей?

О развитии и трендах рынка микроплатежей рассказал Бен Уильямс, операционный директор блокировщика рекламы Adblock Plus. 
Мал платеж, да дорог. Что способствует развитию системы микроплатежей?

О микроплатежах - переводах небольших сумм, заговорили еще в конце 1990-х, но тогда на пути новшества встали технические проблемы, и внедрение пришлось отложить. Десятилетие спустя на этом рынке пытались играть сети платежных терминалов, системы типа Paypal, сотовые операторы. Но только в 2013 году, когда стали активно появляться стартапы в области микроплатежей на блокчейне,  началось бурное развитие отрасли. Перспективы ее дальнейшего роста подтверждает интерес к ней со стороны глобальных игроков: один из крупнейших испанских банков Santander собирается тестировать платформу микроплатежей для оплаты новостей на сайтах с привязкой к Ethereum-кошелькам пользователей.

Микроплатежи — это возможность заплатить за комфорт и скорость обслуживания.  Мы привыкли оставлять чаевые официанту в кафе или таксисту, если хотим дополнительно отметить их усилия. Как быть с чаевыми в цифровом мире, когда не всегда есть наличные, а слишком маленькие суммы не выгодно переводить через существующие финансовые системы из-за большой комиссии, иногда превышающей сумму перевода?

По формуле "дешевле чашки кофе"

Идея маленьких инвестиций уже не первый год помогает безбедно жить MMORPG-играм (многопользовательским ролевым онлайн-играм). Такой же способ монетизации используют телеком-операторы, предлагающие за небольшую сумму всевозможные контент-услуги вроде картинок к праздникам и мелодий на звонок. Внедрение микроплатежей в социальные сети позволило упростить обмен небольшими суммами от пользователя к пользователю.

Микроплатежи становятся востребованной моделью оплаты медиаконтента. Тон задает Apple, которая успешно продает музыку в iTunes по 99 центов. А сервис Spotify позволяет оплачивать не отдельные треки, а единый доступ ко множеству песен без рекламы. Производители аудио, видеоинформации, а также СМИ взяли эту схему на вооружение. Пользователь платит маленький взнос, обычно совершенно неощутимый для кошелька, за просмотр страницы, чтение интересного материала или просто за то, чтобы сайт не выводил ему вообще никакую рекламу.

Такая политика — результат поиска медийными компаниями альтернативных нерекламных способов монетизации. В 2008 году многие издания, в их числе старожилы рынка - Financial Times и The Wall Street Journal, начали эксперименты с платной подпиской (paywall), но этот шаг отпугнул даже лояльных читателей. Понимая, что издатели могут потерять всех, они пошли на уступки: так, в Financial Times сейчас доступно только восемь бесплатных для показа публикаций, а The Wall Street Journal позволяет читать отдельные материалы безвозмездно. В России по модели paywall работают «Ведомости», «Эксперт Онлайн», «Дождь», Colta, Republic и другие. Однако рост их аудитории ограничен готовностью читателей платить за контент и такая модель работает только для больших игроков рынка.

С микроплатежами все гораздо проще: человек платит за конкретную статью, а не за кипу материалов по теме, за отключение рекламы на нужной странице, а не на сайте вообще. Малый размер платежа защищает читателя от страха напрасной потери средств. Для экономии ресурсов в этом случае расплачиваются, как в баре — по итогам всего вечера, а не за каждое блюдо и напиток. Система устроена таким образом, что потребитель просто оплачивает все сразу в конце.

Такой вид оплаты дает аудитории в руки инструмент контроля контента: пользователь поддерживает только те сайты, которые ему интересны. Сегодня же зачастую журналисты и редакторы работают без оглядки на запрос читателей - голосование рублем помогло бы пишущей братии быстрее сориентироваться в том, что нравится читателям.

Монетизация "лайков"

На данный момент несколько платформ помогают осуществлять микроплатежи в пользу медийных компаний. Одним из пионеров можно считать Flattr. Еще в 2010 году основатели платформы придумали решение для поддержки интересных пользователю интернет-проектов — ему предложили вносить каждый месяц мелочь - всего лишь 2 евро в пользу ценных для него самого сайтов. По окончании месяца эта сумма переводится в пользу создателя контента, заинтересовавшего пользователя.

Фактически создается новая технология, которая монетизирует уже привычные "лайки". Небольшое вознаграждение может приносить солидные деньги: сейчас десятки тысяч потребителей информации и авторов подписаны на Flattr.

Микроплатежи помогают выживать и развиваться малому бизнесу, как так они увеличивают число статей дохода. Если раньше бизнес и госструктуры не могли использовать небольшие платежи (а таким образом можно администрировать, например, микроналоги или туристический сбор), так как строительство инфраструктуры и процессинг обходились дороже, то с развитием блокчейн-технологий этот вопрос находит решение.

Взлеты и падения

В 2013 году на рынок микроплатежей вышла система Changecoin и за рекордно короткие сроки привлекла более 3,5 млн долларов инвестиций. Разработанный стартапом сервис биткоин-платежей ChangeTip с собственным кошельком ChangeTip Wallet одним из первых стал доступен в YouTube, Google Plus и Tumblr. Чуть позже к этому списку присоединились Twitter, Facebook, Reddit, StockTwit и Airbnb. Однако сотрудничество с последним оказалось для сервиса фатальным: в ноябре 2016 года создатели Changecoin объявили, что он прекращает свое существование и в течение следующих месяцев будет доступен лишь для вывода средств.

Печальным оказался финал и соцсети с функционалом платформы для микроплатежей Zapchain. Пользователи могли размещать в ней контент, задавать вопросы и назначать небольшое вознаграждение в биткоинах авторам самых ценных ответов. В 2015 году годовалому стартапу удалось заработать более 350 тысяч долларов, но потом интерес к сервису стал ослабевать, и в итоге компания попросила пользователей поторопиться с выводом денег из системы.

Среди молодых проектов выделяется peer-to-peer платежная сеть Lightning Network. Она поддерживает основные криптовалюты: Bitcoin, Ethereum, Litecoin и позволяет быстро сделать транзакцию без делегирования владения активами третьей стороне. Другой сервис - Flattr - способен автоматически распределять пожертвования медиа в зависимости от того, на каких сайтах пользователь проводит время. В марте стартап был куплен компанией EYEO (создателем блокировщика рекламы Adblock Plus). Объединение усилий поможет преодолеть одну из главных проблем - для того, чтобы “отблагодарить” создателей контента, больше не придется прерывать чтение или просмотр. Сервис микроплатежей будет бесшовно интегрирован как расширение для браузера. Тесты сервиса с новой функцией начались 24 октября.  

Есть такие решения, как Iroha Hyperledger, которые позволяют развернуть микроплатежную систему в национальных масштабах.

Востребованность микроплатежей доказывает сама жизнь, сценариев их применения множество. Для некоторых отраслей, например, медиаиндустрии - это один из немногих шансов выжить. Однако для повсеместного внедрения сервисов еще предстоит устранить технические барьеры, с которыми пока не справился ни один разработчик - сделать сервис максимально удобным и “дружелюбным” для пользователя.

По материалам PLUSworld.ru, Adblock Plus

1Эту и другие темы мы обсудим на ПЛАС-Форуме «Дистанционные сервисы, мобильные решения, карты и платежи» — ключевом мероприятии финансового сектора в России и странах ближнего зарубежья, посвященному современному состоянию розничного банкинга и платежной индустрии. Форум пройдет в Москве 30-31 мая 2018 года. Будем рады встрече с Вами на Форуме, регистрация уже открыта!

 

Новости в вашей почте
mail

PLUSworld в соцсетях:
telegram
vk
dzen
youtube
ЕЩЁ НОВОСТИ