быстрый доступ
27.12.2021, 12:10
Количество просмотров 46

Облако для банка. Нужна ли финансовым организациям облачная инфраструктура?

Облако для банка. Нужна ли финансовым организациям облачная инфраструктура?
Алина Пархоменко, директор по развитию сервисов ITGLOBAL.COM, рассматривает особенности использования облачной инфраструктуры в секторе финансовых услуг, а также анализирует, чем полезны для банка такие решения.

«Облако нельзя собственный сервер»: что выбрать банку

Еще 10–15 лет назад облачная инфраструктура для российских компаний была чем-то новым и малоизученным направлением. Сейчас же она активно развивается. По результатам исследования iKS-Consulting, в 2020 году по сравнению с 2019-м рынок облачных инфраструктурных сервисов в России вырос на 38%. В 2021-м рост составил еще 38,3%, а в ближайшие годы динамика снизится, но все равно останется высокой — до +27-32% в зависимости от сегмента. К облачной инфраструктуре обращаются компании самых разных сфер, включая банки и финансовые организации.

Особенности облачной инфраструктуры в банковском секторе

Еще в 2014 году в журнале «Научно-технические ведомости СПбГПУ. Экономические науки» вышла статья «Перспективы внедрения облачных технологий в банковском секторе России». В ней говорилось, что эти перспективы «огромны» — и по прошествии времени можно сказать, что прогноз сбылся. Конечно, с тех пор технологии изменились, как и наша жизнь в целом, однако перечисленные особенности использования облаков по-прежнему актуальны.

Главное достоинство облачной инфраструктуры — возможность получить отказоустойчивую платформу без приобретения дорогостоящего оборудования и без необходимости его обслуживать, ремонтировать, модернизировать — эти задачи берет на себя провайдер услуг. Благодаря облакам мощности легко масштабируются — их можно увеличивать при высоких нагрузках или при росте активности клиентов (например, во время акций) и, соответственно, уменьшать в периоды затишья. И компании не нужно для этого набирать или сокращать команду ИТ-специалистов.

Облачная инфраструктура позволяет оптимизировать штат и рационально использовать ресурсы, оплачивая только оказанные услуги, тогда как собственная инфраструктура зачастую используется в лучшем случае на 50%. В упомянутой статье 2014 года отмечалось преимущество, которое стало особенно актуальным в 2020–2021 годах, — удаленный доступ из любой точки, где есть стабильный интернет.

Аспектами, вызвавшими наибольшие опасения относительно применения облаков в финансовом секторе, была их безопасность и соответствие нормативным требованиям. Эти вопросы достаточно долго не давали банкам в полной мере использовать облачную инфраструктуру, причем не только в России — те же проблемы стали двумя главными вызовами в переходе на облака, отмеченными в докладе консалтинговой компания Capgemini «Облачные вычисления в банковском деле» 2017 года.

Конечно, финансовые организации не могут внедрять непроверенные с точки зрения безопасности решения. Но с течением времени провайдеры облачной инфраструктуры доказали ее надежность и защищенность, которые порой даже выше, чем у собственной инфраструктуры компаний. В результате банки все активнее прибегают к облачным услугам. По оценкам Accenture, в 2021 году 58% ИТ-систем банки размещают в облаке, а главное — выручка использующих облачные сервисы растет примерно в два раза быстрее, чем у более «консервативных» конкурентов.

Стоит ли банку переходить на облачную модель

Сами по себе облака — инструмент, который позволяет рационально использовать ресурсы, связанные с развертыванием и обслуживанием инфраструктуры. Ответственность за ее работоспособность берет на себя провайдер, и уровень услуг у него зачастую выше, чем у собственного ИТ-отдела.

Но эти инструменты не помогут, если у организации проблемы с бизнес-моделью или бизнес-процессами, продвижением, коммуникациями и пр., потому что за такие вопросы cloud-инфраструктура не отвечает. Соответственно, перед модернизацией стоит определиться, какие конкретно задачи планируется решать при помощи облаков: хранение и обработка данных, резервное копирование, организация удаленных рабочих мест, разработка и тестирование новых приложений или сервисов и многое другое.

Понимание, для чего будет использоваться облако, поможет выбрать подходящее решение из представленных на рынке.

Какое облако выбрать

Многим компаниям подходят публичные облака — клиент арендует защищенное место в облаке, получая дисковое пространство, вычислительные мощности, операционную систему. Однако банкам нужен повышенный уровень защиты, поэтому они чаще обращаются к private cloud. В отличие от публичного, частные облака — изолированные, что повышает уровень безопасности. Например, у компании ITGLOBAL.COM они изолированы и на физическом, и на сетевом уровне.

Еще одно преимущество private cloud — оно может быть развернуто как у провайдера, так и в ЦОД клиента, и для финансовых организаций второй вариант бывает предпочтительнее. Часто они не полностью переходят на облачную инфраструктуру, а объединяют ее с собственными серверами, создавая гибридную систему.

У «себя» банки обычно оставляют базы данных и критически важные сервисы (хотя последние могут дублироваться и храниться на «облаках» — для надежности). В свою очередь, на облачную инфраструктуру переносятся среды разработки сайтов и приложений, организуются удаленные рабочие места, функционируют дополнительные сервисы и прочее.

Банки также должны следовать требованиям законодательства при задействовании облачной инфраструктуры. В частности, государство регулирует вопросы, касающиеся безопасности сбора, хранения и передачи данных. Основная часть требований перечислена в Приказах ФСТЭК. Впрочем, как правило, ответственные финансовые организации и сами тщательно следят за безопасностью.

В последнее время растет востребованность MIT (Managed IT). Это не просто место в облаке, а комплексное ИТ-решение, включающее управление сервисами, настройку резервного копирования, мониторинг, чтобы все системы работали должным образом, а также устранение проблем и инцидентов при необходимости.

Что на практике дает банкам облачная инфраструктура

«Тинькофф»

«Тинькофф» — первый в России онлайн-банк, со временем ставший онлайн-экосистемой. Также он один из немногих, для кого переход на удаленный режим из-за локдауна не вызвал проблем — все процессы для дистанционной работы были налажены еще до весны 2020-го. Однако во время пандемии нагрузка значительно возросла, и компании потребовались дополнительные серверные мощности — в частности, для резервирования. Банк принял решение использовать для этих целей частное облако.

Таврический банк

Частное облако выбрал для себя и Таврический банк — он развернул здесь резервную площадку для тестовой среды. Банк использует облачную инфраструктуру для разработки собственного мобильного приложения и для репликации СУБД ORACLE.

Сбер

Сбер развивает собственную облачную инфраструктуру — SberСloud. Она объединяет все элементы цифровой экосистемы группы, а также сервис AI Cloud и вычислительные ресурсы «Кристофари» — российского суперкомпьютера. Помимо прочего, группа Сбер использует AI Cloud и «Кристофари» для развития искусственного интеллекта в своей экосистеме — например, эти технологии нужны для аналитики поведения пользователей или для распознавания человеческой речи в голосовых помощниках и голосовых интерфейсах. Также в облаке Сбер хранит и обрабатывает большие данные петабайтного объема — для этого было создано хранилище Data Warehouse Service.

На что банку обращать внимание при выборе провайдера

  • Обязательное требование для банков: провайдер должен обеспечивать услуги как минимум в соответствии с требованиями закона 152-ФЗ «О персональных данных». Но и другие лицензии приветствуются — как свидетельство высокой защищенности инфраструктуры. Например, у ITGLOBAL.COM также есть лицензии ФСТЭК и ФСБ, решения отвечают правилам для работы с гостайной.
  • Конечно, важны набор услуг, предоставляемые сервисы и инструменты. Хорошего провайдера отличают гибкость, легкость в масштабируемости инфраструктуры для клиента, поддержка 24/7.
  • Надежность и защищенность облаков. Сюда же отнесем репутацию провайдера. Для финансовых организаций важна гарантия, чтобы все данные будут в безопасности.
  • Географическая близость серверов к местонахождению клиента — физическое расстояние напрямую влияет на скорость. Если у компании есть филиалы или она планирует расширяться, ей стоит найти провайдера с распределенными площадками, в том числе за рубежом.
  • Гибкая тарификация — обычно предлагается оплачивать или фиксированный объем услуг (дисковое пространство, ресурсы), или фактически оказанные.
  • Стоит также обратить внимание на опыт компании, с какими категориями клиентов она работает, кто ее партнеры. Это говорит об экспертизе провайдера и о том, какие решения он сможет предложить организациям с разными задачами и потребностями.

Рубрика:
{}Банки и МФО