Революция цифрового банкинга откладывается на неопределенный срок
Причины возникновения и история развития
Как следует из названия, необанки – это новые банки. В чем заключается их новизна? В подходах к организации основных бизнес-процессов, которые строятся на удаленном предоставлении цифровых услуг. В отличие от классических кредитных организаций, необанки избавлены от непомерного груза традиционной офисной инфраструктуры и значительной доли бюджетов, идущих на содержание неэффективно используемой армии высококлассных экспертов – они не нуждаются ни в большом количестве объектов банковской недвижимости, ни в огромном штате высокооплачиваемых специалистов.
Стоит сказать, что в свое время необанки стали своего рода ответом на многочисленные недостатки традиционной банковской системы, которая, отличаясь известным консерватизмом, перенесла в XXI век большую часть черт, присущих банковскому сообществу XIX века: высокие комиссии, низкую скорость транзакций, бумажный документооборот.
В свою очередь, бизнес-модель необанков изначально строилась на отрицании этих вековых «ценностей» и ориентации на интересах клиента, для которого использование цифровых банковских технологий должно было быть, прежде всего, удобным. Кроме того, необанки могли позволить себе делать клиентам по-настоящему выгодные предложения в части размера комиссий и стоимости обслуживания, поскольку они были избавлены от огромных затрат на аренду офисов и зарплатный фонд десятков и сотен операционистов.
Даже специалисты не берутся сейчас утверждать, какой именно необанк был первым в мире. Однако известно, что появился он примерно 10 лет назад, после чего кредитные организации нового типа стали появляться как грибы после дождя. Уже в 2015 году в одной только Великобритании насчитывалось полтора десятка цифровых банков. Еще через пять лет их счет уже шел на сотни.
В Российской Федерации необанки появились через пять лет после своей мировой премьеры. В числе пионеров этого бизнеса можно назвать банки «Точка», «Модуль» и наиболее успешный из них на сегодняшний день – «Тинькофф».
Актуальная классификация
Разумеется, далеко не все необанки похожи между собой. Более того, далеко не все кредитные организации, работающие на этом рынке, являются необанками в классическом понимании данного термина. Для того, чтобы лучше понимать сложившуюся ситуацию на этом рынке, компания IBM в свое время предложила достаточно стройную классификацию необанков, состоящую из четырех категорий.
К первой были отнесены вновь созданные цифровые бренды, отделившиеся от материнских банковских структур. Ко второй – организации с собственными каналами цифровой коммуникации с клиентами. К третьей – дочерние цифровые организации традиционных банков. К четвертой – полностью независимые необанки.
В чем заключается зависимость? В том, что в первых трех случаях кредитные организации могут работать без собственной лицензии на осуществление банковской деятельности и, как следствие, вынуждены опираться на материнский бренд или лицензию банка-партнера.
По словам маркетолога, ex-директора по маркетингу агентства BDCenter Digital Дмитрия Левковеца, наиболее ярким представителем четвертой категории необанков является Revolut.
«В рамках этого международного проекта была создана целая экосистема, которая позволяет клиентам получать ровно те же услуги, что и в классических банках, но гораздо быстрее и полностью удаленно. За считанные минуты, не вставая со своего места, человек может открыть в приложении на телефоне новый счет (на очень выгодных условиях), купить или продать валюту (в том числе, криптовалюту), и даже настроить нюансы персональной инвестиционной стратегии», – рассказал Дмитрий Левковец.
Особенности развития необанков в России
Россия и здесь подчеркнула уникальность своего пути развития, поскольку именно в нашей стране возникла еще одна, пятая категория необанков, отличительная особенность которой заключается в том, что банковские услуги населению де-юре оказывают не банки, а крупные платежные системы.
Еще одной особенностью развития необанков в нашей стране является работа с опорой на крупный материнский банк. Причем, это может происходить как с образованием отдельного юридического лица, так и через специально созданные цифровые сервисы, дополняющие существующую бизнес-модель.
Вопросы далекого будущего
Несмотря на то, что необанки действительно имеют обширный список объективных преимуществ перед классическими кредитными организациями, говорить о начале их доминирования на рынке преждевременно. И дело здесь не только в том, что по российскому законодательству (да и по международному тоже) многие банковские операции по-прежнему требуют личного присутствия клиента в отделении банка, причем, вместе с документом, удостоверяющим личность. Куда более серьезным сдерживающим развитие необанков фактором стало недоверие к ним самих пользователей.
По словам коммерческого директора группы Qiwi Александра Агакова, большинство клиентов необанков пользуются их услугами только в качестве дополнения к традиционным финансовым сервисам.
В той же Великобритании считается нормой хранить сбережения в крупном классическом банке, а услугами цифровых банков пользоваться для оплаты коммунальных счетов, совершения небольших переводов частным лицам или покупок в интернете. Разумеется, в таких условиях говорить о каком-то взрывном росте бизнеса не приходится, – считает Александр Агаков.
И действительно, по данным Accenture, средний размер депозитов в необанках Великобритании не превышает 300 ф. ст. Интересная деталь: до начала коронавирусной пандемии этот показатель был выше, что говорит о том, что даже в Великобритании граждане не особо верят в устойчивость необанков и их способность сопротивляться серьезным экономическим потрясениям.
Как заявил инвестиционный советник, член совета директоров Wellcome keys worldwide Рейнис Тумовс, в сложившихся условиях в ближайшие 2–3 года необанки не смогут стать реальной альтернативной традиционной банковской системе.
- В ближайшие несколько лет цифровые банки продолжат развивать свои компетенции в части клиентоориентированности, постараются до минимума сократить дистанцию до своей целевой аудитории за счет активного присутствия в мессенджерах и социальных сетях. Не приходится сомневаться и в том, что необанки продолжат расширять и перечень оказываемых ими услуг: лично я ожидаю скорое открытие доступа через них к иностранным инвестиционным платформам и услугам брокериджа. Все это будет происходить на фоне постоянного улучшения условий обслуживания клиентов, но говорить о реальной конкуренции с классическими банками, можно будет только после того, как клиентами необанков станут как минимум 10–15% населения страны, а до этого еще очень далеко, – уверен Рейнис Тумовс.