Как оспорить платеж, проведенный по карте?
Процедура оспаривания безналичного платежа называется чарджбэком. К ней можно прибегнуть, если между продавцом и покупателем имеются разногласия. Например, чарджбэк можно запросить, если продавец не предоставил товар или услугу после получения оплаты, провел двойное списание или снял деньги без вашего ведома. Если вы добровольно перевели деньги другому лицу, то оспорить такую операцию уже не сможете.
В процедуре чарджбэка участвуют банк отправителя платежа, банк получателя пилатежа и платежная система. Если вы хотите оспорить платеж — обратитесь в ваш банк и подайте соответствующее заявление. Приложите к нему документы, которые подтвердят факт проведения платежа и его цель — чеки, квитанции, договоры и другие. Это можно сделать в течение 180 дней после проведения платежа.
Решение об одобрении чарджбэка или отказе в нем банк принимает в течение 30-60 рабочих дней. Если ваш платеж можно оспорить, то через платежную систему организация свяжется с банком продавца, который проверит проведенную транзакцию. Если выяснится, что деньги действительно были списаны неправомерно, то банк продавца переведет сумму операции в ваш банк, который зачислит ее на счет, с которого проводилась оплата.
Отдельных законов, регулирующих чарджбэк, в России пока нет, поэтому порядок проведения процедуры может сильно зависеть от конкретного банка. Поэтому перед тем, как подать заявку на оспаривание платежа, изучите действующие в банке правила чарджбэка. Также желательно попытаться вначале связаться с продавцом и направить ему претензию. Если продавец отказался возвращаться деньги или не ответил на запрос, то можно отправить запрос в банк.
Если банк отказал в чарджбэке, то вы можете обжаловать его действия через Роспотребнадзор или суд. Сохраните документы, которые подтвердят, что вы обращались в банк и получили отказ. Обжаловать действия организации через Центробанк или платежную систему не получится — они могут только проверить, не было ли нарушений законов и нормативов в ее работе.