17.02.2021, 17:15
Количество просмотров 507

Рассрочка в России и в мире. Спрос опережает предложение?

Как во всем мире, так и в России объем покупок в рассрочку неуклонно растет. В своем новом материале независимый эксперт Владислав Вербин рассматривает сегодняшнюю ситуацию и перспективы развития этого направления в России.
Рассрочка в России и в мире. Спрос опережает предложение?

Последние несколько лет в России слово «рассрочка» звучит все чаще и становится все привычнее. Сама концепция оплаты товаров или услуг в рассрочку несколькими равными платежами, и, как правило, без переплаты, воспринимается потребителями позитивно, примерно так же, как концепция перевода денег по номеру телефона: и то, и другое интуитивно понятно, просто, и, как правило, бесплатно. Рассрочка на разных рынках реализуется по-разному, но в любом случае общим является то, что стоимость покупки разбивается на несколько равных платежей, клиент вносит эти платежи по графику, чаще всего – ежемесячно. В базовом сценарии рассрочка строится на подходе, при котором магазин делится с банком частью своей маржи, и эта комиссия заменяет банку процентный доход, который бы он получил, выдав клиенту обычный кредит на покупку в этом магазине. Сейчас также используются смешанные подходы, когда расходы на предоставление рассрочки могут быть и на стороне продавца, и на стороне банка, и поделены между ними, а также в ряде случаев и с покупателя может быть взята комиссия за предоставление рассрочки. Во многих странах тема покупок в рассрочку активно развивается, при этом используются разные модели. Вот лишь некоторые примеры:

  • Турция, Израиль, Бразилия: магазины исторически предоставляли рассрочки сами, затем эта функция перешла банкам как опция на кредитных картах. Используется т. н. close-loop model, когда одна и та же структура выступает банком-эквайрером и банком-эмитентом. «Продает» рассрочку сам магазин, активно используя ее как инструмент upsell. В той же Турции рассрочки являются главнейшим драйвером рынка кредитных карт, 98% всех держателей таких карточных продуктов используют покупки в рассрочку, а в интернет-продажах доля оплаты в рассрочку занимает 80%!
  • Западная Европа, США: популярность набирают платформы KLARNA, Affirm, Afterpay и схожие, которые в основном финансируют интернет-продажи, по сути, выдают POS-кредит онлайн, который может быть платным или бесплатным для клиента. В США Mastercard в партнерстве с компанией TSYS (часть Global Payments) стараются стандартизовать функционал рассрочек для эмитентов.
  • Белоруссия, Казахстан: карты рассрочки выпускают все ведущие банки, оплата в рассрочку очень популярна; именно из Белоруссии в Россию была перенесена модель и торговая марка карты «Халва».
  • в традиционных POS-кредитах более 80% сейчас занимают кредиты-рассрочки вида 0-0-Х (0% первоначальный взнос, 0 руб переплата, Х месяцев срок рассрочки);
  • в сегментах розницы, не покрытых POS-кредитам (там где небольшой средний чек, например в магазинах обуви/одежды) рассрочки предоставляют МФО, как правило, с безбумажным оформлением;
  • отдельные карты рассрочки: на рынке сейчас два таких проекта, «Халва» от Совкомбанка и «Свобода» от ХКФБ; проект карты «Совесть» ранее был объединен с «Халвой», карта рассрочки «Вместо Денег» Альфа-Банка была закрыта;
  • на кредитных картах некоторых банков (Тинькофф, Русский Стандарт) есть опции покупок в рассрочку у партнеров, но потребителю их нужно либо подключать по каждому партнеру, либо оформлять отдельно после покупки;
  • в сервисе «Покупай со Сбербанком» (аналог POS-кредита, целевое онлайн- и офлайн-кредитование для существующих клиентов) также присутствуют рассрочки без переплат;
  • в конце октября 2020 года Mail.ru Group и ХКФБ объявили о запуске сервиса рассрочки для электронного кошелька VK Pay, которым можно воспользоваться в онлайн-магазинах Связной, AliExpress и у других партнеров.

Рассрочка в России и в мире. Спрос опережает предложение? - рис.1

  • кредитные карты для широких масс потребителей остаются порой сложны и непонятны, поэтому кажутся опасными, и зачастую используются как одноразовый кредит;
  • аннуитетные продукты воспринимаются как гораздо более простые (равный платеж), но активная продажа страховок несколько подпортила им репутацию.
  • аннуитетная схема с равным месячным платежом дает ощущение простоты и понятности;
  • отсутствие переплаты (или, в ряде случаев, указанная в явном виде переплата) дает уверенность, что потребителя не обманут (и не заплатишь лишнего);
  • ощущение комфорта стимулирует повторное и регулярное использование.

Рассрочка в России и в мире. Спрос опережает предложение? - рис.2

Миф № 1. Рассрочки актуальны только для необеспеченных клиентов.Миф № 2. Рассрочки в основном для электроники, мебели и других сегментов с дорогими товарамиМиф № 3. Рассрочка – это предложение банка, продвижение – задача банка.Миф № 4. Рассрочки надо позиционировать как рациональное управление бюджетом.

Рассрочка в России и в мире. Спрос опережает предложение? - рис.3

  • POS-кредитование почти полностью перешло на рассрочки, этот рынок скорее стагнирует; в силу сложившейся практики обычно банки платят за выдачу кредита крупным магазинам довольно существенную комиссию; банки стараются поднять доходность продажей страховок вместе с рассрочкой, что входит в противоречие с идеей рассрочки;
  • «чистые» карты рассрочки: большие затраты на маркетинг в последние годы обеспечили хорошую известность, эмиссию и обороты, карты нравятся клиентам, однако прибыльность продукта далека от обычных кредитных карт; долгосрочные перспективы продукта в таком виде не очень ясны;
  • кредитные карты с опциями рассрочек: для широких масс продукт непривычен и не слишком прост в использовании, кроме того, круг партнеров здесь не такой большой;
  • рассрочки на кошелек VK Pay: сейчас самый начальный этап, успешность будет зависеть в первую очередь от роста интернет-торговли через саму платформу VK;
  • международные платежные системы разрабатывают свои решения, с фокусом на e-Commerce, которые, однако, пока не могут хорошо вписаться в текущие взаимоотношения и процессы между покупателями, продавцами и кредитующими банками – эмитентами карт; здесь пока прорыва не видно.

Рассрочка в России и в мире. Спрос опережает предложение? - рис.4

Новости в вашей почте
mail

PLUSworld в соцсетях:
telegram
vk
dzen
youtube
ЕЩЁ НОВОСТИ