Рынок безналичных платежей Российской Федерации в 2016 году: краткий обзор
На протяжении 2016 г. платежный рынок России в целом продолжает демонстрировать медленный, но устойчивый рост. Повышаются объемы эмиссии и уровень проникновения карточных инструментов. Технологии бесконтактной оплаты – на пике внимания, в том числе в связи с приходом в Россию Apple Pay и Samsung Pay.
Эмиссия платежных карт в России: доминирование дебетовых продуктов незыблемо
По данным Центрального банка России на 01.07.2016 г. российскими банками было эмитировано 248,95 млн платежных карт. Годовой прирост составил 6,33% в сравнении с показателем на 01.07.2015 г. (234,11 млн карт) и практически идентичен годовому приросту за 2015 год (6,44%).
Из общего объема эмиссии 218,877 млн карт составили дебетовые (расчетные) карты – 87,9%, а 30 074 карты пришлось на кредитные продукты – (12,1% эмиссии). При этом доля дебетовых карт в структуре эмиссии платежных карт в Российской Федерации увеличилась на 0,9%, а доля кредитных карт, наоборот, сократилась на 1% по сравнению с прошлогодним показателем за аналогичный период. Отметим, что снижение доли кредитных карт в структуре эмиссии продолжается уже второй год (в 2015 году их доля сократилась на 2,44%). Как полагают эксперты, это связано прежде всего с отзывом лицензии у ряда эмитентов кредитных карт и с ужесточением кредитной политики всех ведущих банков страны на фоне экономического спада.
Необходимо отметить, что российские банки выпускают также предоплаченные карты, суммарное количество которых в обороте довольно значительно, по разным оценкам, существенно превышая количество эмитированных кредитных карт. Однако ЦБ РФ не ведет общедоступной статистики по данному сегменту карточного рынка, поэтому точная оценка числа предоплаченных карт в России в 2016 году представляется затруднительной и требует отдельных подсчетов.
Как свидетельствуют данные ЦБ РФ по структуре эмиссии карт, для национальной платежной системы характерно абсолютное превалирование дебетовых карточных инструментов над кредитными – 87,9% против 12,1%, причем доля кредитных карт сокращается.
Проникновение банковских карт в России также демонстрирует достаточно уверенный рост. Согласно исследованию Национального агентства финансовых исследований (НАФИ) от 2015 года, у подавляющего большинства россиян (73%) есть банковские карты, и примерно у трети – две и более. При этом большинство постоянно имеют при себе и регулярно пользуются только одной из них. Четверть россиян не имеют ни одной карты (24%): в основном это люди со средним специальным и ниже уровнем образования, а также молодежь в возрасте до 24 лет и люди старше 45 лет. Две и более карты чаще имеют опрошенные с высшим образованием, а также респонденты среднего возраста – от 25 до 44 лет (более 40% в этой группе по сравнению с 30% в среднем по выборке). Респондентам, сообщившим о наличии более одной банковской карты, было предложено ответить, сколько всего карт они обычно носят с собой и регулярно используют. Согласно полученным данным, более половины опрошенных носят с собой как минимум одну, и еще 19% – две карты. При этом каждый пятый владелец не использует ни одну из имеющихся в распоряжении банковских карт (21%).
Ведущие эмитенты банковских карт в РФ: Сбербанк в лидерах
Отметим, что в результате продолжающейся политики Центрального банка по санации банковской системы страны общее количество кредитных организаций, осуществляющих эмиссию или эквайринг платежных карт, сокращается. Так, за год (с 1 июля 2015 года по 1 июля 2016 года) число банков, работающих с платежными картами в РФ, сократилось на 17,2% (с 572 до 482 кредитных организаций). Годом ранее это показатель демонстрировал 7,8%-ный спад. При этом на 01.07.2016 г. количество банков, осуществляющих эмиссию платежных карт, составило 473 (сокращение на 16,7% за год), а осуществляющих эквайринг карт – 443 структуры (сокращение на 15,1% за год). На сегодняшний день крупнейшими эмитентами платежных карт в Российской Федерации являются Сбербанк России, ВТБ24, Альфа-Банк, Газпромбанк, Россельхозбанк, УРАЛСИБ, Росбанк, Тинькофф Банк (последний является заметным игроком лишь в части эмиссии кредитных карт) и др. Еще одним крупным игроком на рынке массовых платежных карт, как полагает ряд экспертов, вскоре может стать созданный в России в 2016 году Почта Банк, активно наращивающий свои филиальную и банкоматную сети (и претендующий на второе место среди российских банков по их масштабам). Среди российских банков Сбербанк России сегодня является абсолютным лидером рынка по эмиссии как дебетовых, так и кредитных карт. Портфель только действующих банковских карт Сбербанка по итогам 2015 года достиг 117,9 млн единиц.
Доля безналичных транзакций по картам в России устойчиво растет
В отношении количества безналичных транзакций по платежным картам в России отчетливо наблюдается положительная динамика. Их доля в общем количестве карточных операций растет и составляет уже более двух третей, о чем свидетельствуют данные ЦБ РФ. Так, в первом полугодии 2016 г. из общего числа карточных транзакций (8 034,2 млн) 72% (5 765,4 млн) составили операции по оплате товаров и услуг. Это чуть больше, чем годом ранее, – в первом полугодии 2015 г. их доля составила 70,74% (3 863,7 млн транзакций из 5 461,6 млн).
Доля операций по снятию наличных денег в общем количестве транзакций по платежным картам в первом полугодии 2016 года составила 20,8%. Это на 8,8% меньше, чем годом ранее, когда она оценивалась в 29,6% (1 597,8 млн из 5 461,6 млн операций по картам).
Увеличивается и объем безналичных транзакций по картам российских банков. Здесь также налицо устойчивый тренд медленного и плавного увеличения данного показателя при очень существенном росте общих объемов транзакций по картам. По данным ЦБ РФ, по итогам первого полугодия 2016 г. доля безналичных операций по оплате товаров и услуг в общем объеме карточных транзакций на рынке РФ составила 24,16% (5 505,6 млрд руб. из общего объема 22 783,3 млрд руб.). При этом в первом полугодии 2015 г. доля безналичных операций по оплате товаров и услуг в общем объеме российских карточных транзакций, по данным ЦБ РФ, составила 23,85% (3 568,4 млрд руб. из общего объема 14 963,7 млрд руб.).
Характерно, что кризисные явления затормозили адекватный рост доли операций безналичной оплаты товаров и услуг в Российской Федерации: суммарные объемы всех видов операций по платежным картам в РФ выросли в 1-м полугодии 2016 года (по сравнению с 1-м полугодием 2015 года) на 52% (22 783,3 млрд руб. против 14 963,7 млрд руб.).
Количество и объем операций, совершенных на территории России с использованием карт, эмитированных банками-нерезидентами, крайне невелики по сравнению с аналогичными объемами для карт банков-резидентов РФ. Это, соответственно, 29,2 млн транзакций на общую сумму 149 млрд рублей в год (0,36% от транзакций по картам российских банков и 0,65% от общего объема транзакций по картам российских банков).
Международные платежные системы и платежная система «Мир»: передел рынка
В 2015 году, согласно отчету Национальной системы платежных карт (НСПК), в котором приводится сегментация рынка по платежным системам, лидером российского рынка банковских карт стала Masterсard – 49,4%, второе место занимает Visa – 44,7%, и почти 6% рынка приходится на все остальные вместе взятые ПС (это российские платежные системы «Мир», «Золотая Корона», ПРО100, NCC/UnionCard, а также международные AmEx, Diners Club, JCB, UnionPay).
Напомним, что в том же 2015 году MasterCard, Visa и другие МПС перевели свой процессинг по внутрироссийским транзакциям в НСПК согласно новым требованиям российского Закона «О национальной платежной системе». НСПК оперирует новой российской платежной системой «Мир». Число карт «Мир» на российском карточном рынке растет, относительно массовая эмиссия карт «Мир» стартовала осенью 2016 года.
Если в середине июля 2016 года число эмитированных банковских карт этой системы составляло 220 тыс., то в середине октября 2016 года была преодолена отметка в 1 миллион карт. До конца 2016 года банки, входящие в платежную систему «Мир», планируют эмитировать порядка 16 млн карт, а к 2019 г. НСПК рассчитывает видеть на российском рынке не менее 120 млн карт под брендом «Мир».
В случае осуществления этих планов они, безусловно, серьезнейшим образом изменят структуру российского карточного рынка, на котором сегодня обращаются чуть меньше 249 млн платежных карт всех типов и систем. Доля карт «Мир», по подсчетам ЦБ РФ, через несколько лет должна составить от 30 до 40% от общего числа банковских карт в стране. Этому способствует и активное создание инфраструктуры приема этих карт (к концу 2016 года должно быть достигнуто полное покрытие банкоматных сетей всех 159 банков-участников системы к приему карт «Мир», а полная готовность к их приему сетями торгового эквайринга банков-участников – в начале 2017 г.).
Эксперты предполагают, что успеху массовой эмиссии карт «Мир» в России будет способствовать и намеченный к принятию в 2016 году законопроект, обязывающий все банки страны эмитировать карты «Мир» для всех лиц, получающих средства из государственного, регионального или муниципального бюджетов, до 1 января 2018 года (общее число таких лиц в России, по некоторым оценкам, может составить не менее 33 млн человек из 142-миллионного населения страны).
Инфраструктура приема безналичных платежей в России: POS-терминальная сеть растет
С ростом количества и объемов безналичных транзакций по банковским картам коррелируют и тенденции, прослеживаемые в динамике инфраструктуры приема банковских карт в РФ. По данным ЦБ РФ, инфраструктура приема платежных карт в России по состоянию на 01.07.2016 г. представлена 1 582 000 POS-терминалами, установленными в торгово-сервисных предприятиях (ТСП), и 180 500 POS-терминалами в банковских и государственных организациях. Для сравнения: годом ранее в стране было 1 299 400 POS-терминалов, установленных в ТСП, и 158 711 – вне торговой сети. Рост числа POS-терминалов по этим сегментам за год составил, соответственно, 21,7% и 13,7% за год.
Что касается устройств банковского самообслуживания (банкоматов и банковских информационно-платежных киосков), то их общее количество в России по итогам первого полугодия 2016 года (по данным ЦБ РФ) составило 209 698 единиц. Динамика показывает сокращение числа банкоматов и банковских платежных киосков в России на 4,5% – годом ранее инсталляционная база насчитывала 218 646 единиц. Эта тенденция наблюдается уже второй год: в 1-м полугодии 2015 года также наблюдалось сокращение сети банкоматов и платежных киосков на 7,1% по сравнению с 1-м полугодием 2014 года.
Характерно, что доля банкоматов и платежных киосков с функцией приема наличных денег (cash-in) в 1-м полугодии 2016 года остается на прежнем уровне с трендом к медленному росту: в 1-м полугодии 2016 года она составила 61,14% от общего количества устройств банковского самообслуживания, а годом ранее равнялась 60,3%.
Бесконтактные платежи, Apple Pay и Samsung Pay в России
Количество POS-терминалов с поддержкой NFC в России, по прогнозам компании Gemalto, по итогам 2016 года должно вырасти до 235 000, что составит около четверти от общероссийской инсталляционной базы POS-терминальных решений. По другим, более консервативным оценкам, в стране сегодня всего около 100 тысяч POS-терминалов с бесконтактными ридерами.
Уровень проникновения банковских карт с бесконтактным интерфейсом и частота их использования в России растут быстрыми темпами. Согласно данным Mastercard, количество бесконтактных транзакций по картам этой платежной системы в России увеличилось за 2015 год более чем в четыре раза.
Согласно последним данным опроса, проведенного Visa (данные на сентябрь 2016 года), бесконтактными картами на сегодняшний день владеют 41% граждан РФ, а пользуются – 38%. Главными мотивирующими факторами респонденты назвали удобство (83%), скорость оплаты (56%) и новизну технологии (18%). При этом среди участников опроса был отмечен высокий интерес к данному инструменту: оформить бесконтактную карту с высокой долей вероятности намерены 52% из тех, кто до сих пор не обзавелся ею. При этом 77% опрошенных уверены в безопасности транзакций по бесконтактным картам. Для оплаты крупных покупок бесконтактную карту использовали 58% опрошенных. Чаще всего россияне используют бесконтактные карты для каждодневных покупок в мини-маркетах, магазинах одежды, аптеках, на АЗС.
Развитию данного рынка способствуют не только усилия международных платежных систем, которые уже давно сделали наличие NFC-ридеров в POS-терминалах стандартом, но и приход в Россию в 2016 году мобильных платежных сервисов, основанных на NFC, – Samsung Pay (конец сентября 2016 года) и Apple Pay (начало октября 2016 года). Первые результаты работы этих сервисов в России эксперты уже назвали «отличными и труднопредсказуемыми».
Так, за первую неделю работы сервиса Apple Pay (запущен в России 4 октября Сбербанком России, изначально только для карт Mastercard) из миллиона его потенциальных клиентов (держатели карт Сбербанка, являющиеся владельцами совместимых с данным сервисом моделей iPhone) свыше 125 тысяч клиентов банка загрузили свои карты в Apple Pay. Предполагается, что интерес пользователей к Apple Pay возрастет в конце 2016 года, после того как сервис в России стал доступен для других банков-эмитентов карт (кроме Сбербанка) и открылся в середине ноября для карт Visa.
Что касается Samsung Pay, то, согласно данным банка ВТБ24, только за первую неделю работы сервиса оборот по привязанным к сервису картам клиентов банка ВТБ24 превысил 1,2 млн рублей. Основная доля платежей пришлась на продуктовые сети (33% от общего количества транзакций), магазины одежды и обуви (20%), рестораны (19%) и АЗС (9%). При этом около 40% покупок приходятся на Москву и Санкт-Петербург. По прогнозам банка ВТБ24, популярность нового сервиса у клиентов будет расти, и в 2017 году оборот по Samsung Pay у клиентов этого банка превысит 1 млрд рублей.
По данным крупнейшего частного банка России – Альфа-Банка, больше всего его клиенты платят с помощью Samsung Pay в Москве (39,4%) и Санкт-Петербурге (8,93%). Samsung Pay чаще используют для оплаты в супермаркетах – 30,78% от общего числа транзакций, ресторанах и кафе (18,68%) и магазинах одежды (12,06%). ТОП-5 категорий с самым большим чеком при оплате Samsung Pay: бытовая техника, одежда, спорт, отели и товары для дома. Средний чек (по всем клиентам банка) составляет 1035 рублей.
В немалой степени именно из-за высоких ожиданий, связанных с вовлечением высокодоходных пользователей этих мобильных платежных сервисов, ведущие банки России ускоряют перевод своих сетей торгового эквайринга на 100%-ную поддержку бесконтактных транзакций. Так, Сбербанк России планирует сделать свою POS-терминальную сеть полностью поддерживающей «бесконтакт» в 2017 году (сейчас, по данным банка, две трети терминалов уже имеют NFC-ридеры), второй крупнейший банк с государственным капиталом – ВТБ24 – обещает закончить этот процесс к 2018–19 гг. Сейчас более половины парка POS-терминалов ВТБ24 в сети торгового эквайринга банка поддерживает NFC.
Согласно экспертным данным, опубликованным в исследовании J’son Partners Consulting, в 2016 году аудитория пользователей бесконтактных платежей в России, включая мобильные платежи с помощью технологии NFC, по «оптимистичному» сценарию» может достичь 7,5 млн человек по итогам 2016 г. Также, по прогнозам компании «Евросеть», к 2017 г. оборот рынка бесконтактных платежей в России составит не менее 20 млрд руб., а при благоприятном развитии событий достигнет 50 млрд руб.
Рынок производителей банковских карт в России: стабильность
Внутреннее производство банковских карт сегодня практически полностью закрывает потребности банков-эмитентов в Российской Федерации (за исключением ряда нишевых проектов).
Картина рынка и расстановка игроков-лидеров стабильна. Среди наиболее крупных российских производителей карт выделяется тройка лидеров – «Розан», «АЛИОТ» и «НоваКард». Заметны также позиции таких производителей, как НИИМЭ и «Микрон», «Ситроникс», «Оренкарт». Наиболее крупным иностранным игроком на рынке производства платежных карт в России является компания Gemalto. Практически ушли с российского рынка украинские производители пластиковых карт (впрочем, и ранее занимавшие незначительную долю рынка). Эксперты также традиционно высоко оценивают потенциал китайских компаний по производству и поставке карт в Россию, однако пока что большинство из них испытывают сложности с адаптацией к реалиям российского бизнеса и главное – с нехваткой адекватных российских партнеров, которые могли бы «привести их за руку» на сложный для них рынок.
Более подробная информация о рынке безналичных платежей России
Если вы заинтересованы в более детальной информации о рынке безналичных платежей России, аналитических обзорах, экспертной оценке бизнес-возможностей вашей компании в России и контактах с игроками российского рынка, обращайтесь к директору по развитию бизнеса компании PLUS Alliance Константину Гризову:
e-mail: Konstantin@plusworld.ru
phone: +7 (925) 005-40-05
Также приглашаем Вас принять участие в нашем Форуме «Дистанционные сервисы, мобильные решения, карты и платежи», посвящённый анализу современного состояния и перспектив развития банкинга и платёжной индустрии в России и других странах мира. Форум пройдёт в Москве 7-8 июня 2017 года.
Дополнительная информация доступна по ссылке.
Зарегистрироваться на Форум можно тут.
Следите за нашими новостями в Facebook или Twitter.
Будем рады встрече с Вами на Форуме!