14 ноября 2022, 16:33
Количество просмотров 848

Октябрь 2022. Новые лидеры среди платежных банков? Формируем новый спрос? Кто виноват и что делать?

Судя по всему, осень 2022-го преподнесет еще немало сюрпризов участникам рынка. А пока мы обсуждаем с нашими внешними экспертами те острые вопросы, которые уже сегодня приходится решать банкам, финтех-структурам и вендорам в России, государствах СНГ и ряде других стран. 7–8 сентября 2022 года в Москве в отеле Radisson Slavyanskaya прошел 12-й ПЛАС-Форум «Платежный бизнес». За два дня работы ПЛАС-Форум посетили свыше 1500 делегатов! В работе Форума приняли участие более 100 спикеров, известных экспертов и лидеров мнений финансовой отрасли. Предлагаем ознакомиться с первыми итогами этого знакового для рынка РФ и СНГ мероприятия.
Октябрь 2022. Новые лидеры среди платежных банков? Формируем новый спрос? Кто виноват и что делать?

Если говорить об экономической ситуации в целом, то ее характер можно назвать достаточно волатильным: с одной стороны, инфляция, которую умело сдерживает Банк России ставкой рефинансирования, с другой — снижение реальных доходов большей части населения, рост стоимости ЖКХ, падение оборотов в ритейле, продолжающееся снятие средств с банковских счетов физлиц. Все перечисленное негативно сказывается на банковском бизнесе и выливается в снижение прибыли. Свою роль играют и растущие требования ЦБ к объемам банковских резервов под кредиты.

В отношении платежного бизнеса стоит отметить следующий закономерный тренд: структура традиционного комиссионного дохода по понятным причинам постепенно трансформируется, и традиционно доминировавшие здесь карточные операции уступают место СБП-платежам при весьма низкой маржинальности для банка и его платежных агентов.

При этом финтех-структуры несколько поумерили свою активность, оставаясь представленными в лице наиболее крупных игроков, таких как Яндекс и ВКонтакте, а также наиболее инновационных банков со своими платформами (Сбер, Тинькофф, Райффайзенбанк, Авангард и т. п.). Сказывается и уход платежных сервисов бигтехов с российского рынка, которые, впрочем, частично удается замещать за счет Мир Pay, Samsung Pay и QR-платежами по СБПэй.

Новое время — новые цепочки платежей?

В целом обслуживание платежей является одним из наиболее острых вопросов, которые приходится сегодня решать торговым ритейлерам и розничным банкам. По мнению Владимира Козинца, президента Ассоциации корпоративных казначеев, проблему можно рассматривать в двух аспектах. Первый из них — это входящие платежи. Ряд розничных компаний столкнулись с тем, что не все их зарубежные контрагенты или российские дочерние компании зарубежных контрагентов могут перечислять средства на счета в «подсанкционных» банках. Поэтому возник вопрос: «А куда теперь перечислять средства?». Нужно помнить, что у многих банков построена система cash-менеджмента. И платежные банки [Здесь и далее — ​банк, с помощью которого клиент осуществляет платежи (профессиональный сленг). В терминологии 161-ФЗ — ​оператор по переводу денежных средств], куда приходит первичная выручка, завязаны на различные системы cash-менеджмента в фабриках платежей и платежных шлюзах. С другой стороны, первичная выручка является неким предметом договоренности с кредитующими банками. Поэтому простая задача просто сменить платежные реквизиты для входящих платежей уже перестала быть такой тривиальной.

На этом фоне у торговых ритейлеров возникает вопрос, какие банки при этом выбирать и по каким критериям. Неслучайно сейчас резко увеличился объем клиентской базы у ряда банков, которые раньше не занимали лидирующие позиции. Это либо дочерние банки западных банковских структур, которые раньше не сильно «светились», либо средние российские банки, которые были в первой сотне (но ближе к середине этого топа) и услугами которых крупные компании пользовались в ограниченном объеме.

Сейчас в этих банках стоят километровые очереди на открытие счетов.

Здесь все зависит от конкретного банка, от его гибкости, подходов, клиентоориентированности, от того, насколько быстро он справляется с задачами, насколько оперативно работают его юридические службы, их комплаенс и т. п.

Разумеется, многое зависит и от объема загрузки. В одной и той же ситуации в одном банке можно открыть счет за три недели, а в другом — всего за несколько дней.

И розничным банкам, по мнению Владимира Козинца, есть смысл обратить внимание на этот момент, потому что внешнее давление, скорее всего, будет только усиливаться. Так, если сейчас речь идет об оперативном открытии расчетных счетов для входящих платежей, то в будущем, если ситуация кардинально не изменится к лучшему, им придется всерьез задумываться о новых системах cash-менеджмента, об использовании платежных шлюзов, о возможности подключения к альтернативным платформам передачи финансовых сообщений и другим подобным системам.

Второй аспект, заслуживающий сегодня повышенного внимания, — это внешние исходящие платежи. Здесь остро стоит вопрос о поддержании возможности оплат, осуществляемых контрагентами по параллельному импорту, и других трансграничных платежей. В этом сегменте в лидеры вырываются российские дочки зарубежных банков и некоторые российские банки, имеющие устойчивые и диверсифицированные корреспондентские отношения. Впрочем, сегодня им приходится обслуживать столь значительные объемы, что это влияет и на скорость прохождения платежей, и на банковские комиссии.

Плюс свою роль играет дополнительный комплаенс иностранных банков-корреспондентов. Если раньше это не было проблемой и все платежи проходили довольно быстро, то теперь, даже если российский банк (либо российская дочка зарубежной кредитной структуры) все проводит быстро, платеж может «зависнуть» в каком-то из европейских корреспондентских банков, особенно если он осуществляется в евро. Причем «зависнуть» на абсолютно неопределенное время, вплоть до того, что коррбанк может затребовать такой объем документов, который сложно будет удовлетворить.

Именно поэтому и у корпоративных клиентов, и у розничных банков возникает сегодня новая безотлагательная задача: как правильно выстроить эти цепочки.

Ведь если раньше достаточно было выбрать удобный банк, через который можно заплатить в той или иной валюте, то теперь встает задача совместно с банком прорабатывать наиболее оптимальные цепочки корреспондентских отношений. Сейчас такому банку надо показать конкретного контрагента, понять, в каком банке у вашего контрагента реквизиты, сколько корреспондентских банков находится между банком-плательщиком и банком-получателем. Идеальный вариант — если платежи проходят в рамках одной банковской группы.

Как известно, в России остаются работать и китайские, и японские, и турецкие банки, не говоря уже о европейских. И здесь — новый вызов, который существенно расширяет объем задач по сравнению с прежним. Иными словами, теперь речь идет не просто о выборе «неподсанкционного» банка для осуществления платежей, который сможет отправить ваши деньги и оперировать определенными валютами, но и о создании определенных корреспондентских цепочек проведения платежа — минимально коротких и с минимальным риском.

01.jpg
Бывшее здание Русско-­Китайского банка (основан в 1895 году)
Фото: Can Pac Swire / flickr

Еще один вызов для розничных банков и корпоративных клиентов — оптимизация получения средств от конечных потребителей, т. е. вопросы использования различных карт, дальнейшего развития СБП и классического эквайринга. И здесь сегодня наблюдается много новых затруднений с точки зрения роста внутренней себестоимости этих процессов. При этом очевидно, что необходимо искать новые способы распределения этих расходов, а не пытаться возлагать их полностью на корпоративных клиентов. Ожидается, что в этом направлении получат дополнительный импульс развития такие новые инструменты, как ЦФА и цифровой рубль в виде альтернативных путей, которые в наименьшей степени подвержены рискам санкций.

Идет формирование нового спроса?

С мнением, что ключевая и наиболее сложная задача банков с точки зрения продолжения операционной работы — это поддержание функционирования денежных переводов, согласны большинство экспертов.

С одной стороны, речь идет о необходимости выстраивать заново или перестраивать корреспондентские отношения между банками. С другой стороны, с точки зрения темы валютного регулирования выстраивать заново сегодня приходится практически все операции.

Соответствующие правила принципиально изменились с начала 2022 года, и сейчас банки активно занимаются апгрейдом перечисленных процессов, который, к слову, весьма критичен, так как требует перестройки практически всей работы банков. Это касается как обычных платежных сервисов, включая обслуживание карт UnionPay, так и перехода на Мир Pay.

По сути, после ухода с российского рынка международных платежных систем идет тотальная перестройка банковских процессов с целью сохранения той функциональности, к которой уже привыкли потребители, и замещения всех имевшихся и переставших работать решений на аналогичные. При этом эксперты подчеркивают необходимость сохранения за клиентами (в том числе за VIРами) не только сервисов, но и определенного качества и уровня комфорта обслуживания.

02.jpg
Рисунок: Сергей Корсун

На этом фоне приходится в том числе реализовывать новые продукты в рамках НПС «Мир», внедрять новые Pay-сервисы, включая QR-платежи в рамках СБПэй. По сути, сегодня на наших глазах происходит формирование на рынке принципиально нового спроса, который предполагает новое понимание продуктов и их экономики, начиная от ИТ и заканчивая договорными отношениями, механикой обслуживания клиента и т. п.

Мошенничество как элемент нынешней гибридной войны?

Если коснуться такого важного аспекта, как безопасность, то здесь нынешняя осень не привносит ничего особо обнадеживающего. Как мы хорошо помним, сразу после начала СВО и ухода международных платежных систем из РФ наблюдался резкий спад мошенничества, прежде всего телефонного. Однако уже в июне 2022 года уровень преступности в этом сегменте достиг своего прежнего уровня и в настоящий момент оценивается экспертами даже выше, чем был до 24 февраля. Такое положение вещей еще раз подтверждает, что деятельность кол-центров контролируется госструктурами Украины (и ряда других стран, относящихся к числу недружественных) и давно поставлена на профессиональный уровень. К сожалению, на этом неспокойном фоне до сих пор не слышно о каких-либо конкретных результатах в отношении данного президентом РФ поручения о взаимодействии МВД и Банка России в рамках противодействия мошенничеству.

Что делать?

Если сформулировать в двух словах, то выход из в целом крайне сложной ситуации экспертам по-прежнему видится прежде всего в движении к технологической независимости как на аппаратном, так и на программном уровнях, включая мобильные и серверные платформы, операционные системы, созданные отечественными компаниями на базе глобальных стандартов. Кстати, нельзя забывать, что ПС «Мир» регламентируется не российскими стандартами безопасности, а PCI DSS, который требует в том числе соответствующим образом сертифицированных решений.

Если говорить об аппаратных разработках, то наибольшие опасения у экспертов вызывает реальная ситуация с HSM. Отечественные банкоматы, серверы, СХД, смартфоны, материнские платы, процессоры, микроэлектроника в целом — появление этих решений, продуктов и комплектующих на российском рынке ознаменует собой и конкретные шаги, направленные на достижение роста ВВП, и технологическую независимость нашей страны.

По понятным причинам конкретные прогнозы в настоящий момент делать невозможно, однако нужно двигаться в заданном направлении — хотя бы потому, что разумной альтернативы просто нет. Необходимо наращивать собственную технологическую базу в тесной кооперации не только с Китаем и Индией, но и с такими странами, как Малайзия и Индонезия, а возможно даже с Саудовской Аравией и другими динамично развивающимися экономиками. И в первую очередь — опираясь на гибкие автоматизированные производства с современными средствами САПР.

Эти вопросы наряду с другими актуальными темами будут обсуждаться в том числе на Международном ПЛАС-Форуме «Retail Central Asia», проходящем 15–16 ноября 2022 года в Ташкенте (Узбекистан).

Не забывайте, мы всегда с Вами, независимо от глобальных кризисов и все более хрупкой международной обстановки! Что, безусловно, свидетельствует о важности и прочности нашего общего дела!

Рубрика:
{}Банки и МФО

PLUSworld в соцсетях:
telegram
vk
youtube