Должен ли платежный агрегатор использовать ККТ? Вопросов больше, чем ответов
Должен ли формировать кассовый чек платежный агрегатор и/или его контрагенты — организации и ИП? Неоднозначный ответ на этот вопрос дает недавно появившееся разъяснение Минфина — письмо Департамента анализа эффективности преференциальных налоговых режимов Министерства финансов Российской Федерации от 22.03.2022 № 30–01–15/22256 (далее — Письмо). Согласно этому документу при приеме платежным агрегатором по договору с юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями денежных средств покупателей (клиентов) в пользу таких юридических лиц и индивидуальных предпринимателей на свой специальный банковский счет обязанность применения контрольно-кассовой техники (ККТ) и выдачи (направления) кассового чека возникает непосредственно у платежного агрегатора.
Однако согласно Федеральному закону от 22.05.2003 № 54-ФЗ «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении расчетов в Российской Федерации» (далее — закон № 54-ФЗ) обязанность применять ККТ в установленных случаях возникает у пользователей. Таким образом, в логике Письма данными пользователями являются, вероятно, и платежные агрегаторы, и соответствующие поставщики товаров и услуг, и именно платежные агрегаторы, де-юре — действующие в интересах банка посредники в переводе, должны формировать кассовые чеки по продажам.
В то же время самими кредитными организациями, в соответствии с законом, контрольно-кассовая техника не применяется. Принимая во внимание заявленную в Письме позицию, нельзя не отметить следующее. Действительно, согласно пункту 31 статьи 3 Федерального закона от 27.06.2011 г. № 161-ФЗ «О национальной платежной системе» (далее — закон № 161-ФЗ) платежный агрегатор — это юридическое лицо, привлекаемое оператором по переводу денежных средств в соответствии со статьей 14.1 закона № 161-ФЗ, в целях обеспечения приема электронных средств платежа юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, а также в целях в участия в переводе денежных средств в пользу юридических лиц, индивидуальных предпринимателей по операциям с использованием электронных средств платежа.
При этом согласно части 2 статьи 14.1 закона № 161-ФЗ платежный агрегатор заключает договоры о приеме электронных средств платежа и (или) об участии в переводе денежных средств с юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями только от имени оператора по переводу денежных средств и на определенных им условиях, то есть фактически представляет в этих отношениях соответствующий банк.
Таким образом платежный агрегатор, принимая участие в переводе денежных средств на основании договора с получателями перевода, не является самостоятельной стороной такого договора, как не являются участниками этого договора и покупатели (клиенты). Поэтому непосредственное взаимодействие между платежным агрегатором и покупателями (клиентами) не требуется, и обязанности вступать в договорные отношения друг с другом закон для них не предусматривает. Между тем в соответствии с пунктом 5 статьи 1.2 закона № 54-ФЗ пользователи при осуществлении расчетов в безналичном порядке, исключающих возможность непосредственного взаимодействия покупателя (клиента) с пользователем или уполномоченным им лицом либо автоматическим устройством для расчетов, с применением устройств, подключенных к сети «Интернет» и обеспечивающих возможность дистанционного взаимодействия покупателя (клиента) с пользователем или уполномоченным им лицом либо автоматическим устройством для расчетов (далее — расчеты в безналичном порядке в сети «Интернет»), обязаны обеспечить передачу покупателю (клиенту) кассового чека или бланка строгой отчетности в электронной форме на абонентский номер либо адрес электронной почты, указанные покупателем (клиентом) до совершения расчетов.
При этом кассовый чек или бланк строгой отчетности на бумажном носителе пользователем может не печататься. Но статус платежного агрегатора, в отличие от банковского платежного агента (БПА), принимающего наличные денежные средства, не подразумевает наличие прямых контактов с покупателем (клиентом). А абонентский номер либо адрес электронной почты в силу возможности их отнесения к определенному или определяемому физическому лицу (субъекту персональных данных) относятся к персональным данным плательщика (клиента).
В связи с этим полагаем, что реализация вышеуказанного требования закона № 54-ФЗ силами платежного агрегатора будет ощутимо затруднена. В целом нельзя не отметить, что закон № 54-ФЗ в настоящее время не содержит норм, учитывающих специфику деятельности платежного агрегатора. В дополнение не вполне понятно, должен ли в рассматриваемом случае кассовый чек формироваться и организациями, и индивидуальными предпринимателями, являющимися получателями платежа и одновременно тоже пользователями в логике закона.
Таким образом, разъяснения, содержащиеся в Письме, вряд ли проясняют вопрос о применении платежными агрегаторами ККТ. В любом случае важно отметить, что содержащаяся в Письме позиция, без сомнений, увеличит регуляторную нагрузку на бизнес — как в лице банков и платежных агрегаторов, так и в лице заключивших с ними договоры поставщиков товаров и услуг, как минимум, в силу потребности в формировании новых контуров защищенного информационного обмена. Поэтому представляется, что предложенное регуляторное «мнение» не вполне соответствует текущим реалиям.
11 апреля 2022 года Некоммерческим партнерством «Национальный совет финансового рынка» (НСФР) в адрес министра финансов РФ Антона Силуанова было направлено письмо с официальным запросом разъяснить ситуацию с применением контрольно-кассовой техники при привлечении банковского платежного агента для осуществления операций платежного агрегатора. В поступившем ответе ведомство подтвердило ранее заявленный подход. Однако мы полагаем, что обсуждение вопроса не закрыто и будет продолжено. О результатах этого обсуждения и дальнейшем развитии событий журнал «ПЛАС» проинформирует своих читателей в ближайшее время.