Журнал ПЛАС » Архив » 2022 » Журнал ПЛАС №1 »

Центральный банк Азербайджана: Стратегия цифровых платежей воплощается в жизнь ускоренными темпами

О том, как реализуется в стране ключевой с точки зрения цифровизации платежного рынка документ, рассказывает исполнительный директор Центрального банка Азербайджанской Республики Фарид Османов.

ПЛАС: Новая Стратегия цифровых платежей 2021–2023 ЦБ Азербайджана — что и в каких направлениях уже удалось реализовать? В том числе, каковы успехи в плане формирования системы управления риск-ориентированным регулированием платежных систем? Что сделано и что планируется сделать в отношении повышения доступности финансовых сервисов и роста финансовой грамотности населения?

Ф. Османов: Прежде всего хотелось бы отметить, что в течение последних пяти лет наблюдается рост доли безналичных платежей в Азербайджане. В частности, реформы по цифровой трансформации и меры по построению безналичной экономики в стране подчеркнули важность цифровых платежей, в результате чего доля безналичных платежей в карточных операциях за последние пять лет увеличилась на 23%. Реализованная в этот период государственная программа, включающая меры по расширению цифровых платежей, также внесла положительный вклад в создание безналичного общества. В рамках работ, реализуемых в этом направлении, на данный момент со стороны Центрального банка Азербайджанской Республики активно реализуются инфраструктурные проекты по цифровым платежам, также совершенствуется нормативно-правовая база.

В целях устранения препятствий для дальнейшего развития безналичных расчетов, повышения доступности финансовых услуг для населения и бизнеса, расширения использования услуг цифровых платежей независимо от места проживания со стороны Центрального банка была разработана «Стратегия цифровых платежей на 2021–2023 годы».

Стратегия разработана в рамках продолжения политики расширения безналичных платежей в следующем стратегическом периоде и включает 54 меры по 5 основным направлениям. Основная цель документа — предоставление удобных и доступных платежных услуг для государства, бизнеса и граждан. Стратегия предусматривает организацию стабильной, устойчивой работы и суверенитета Национальной платежной системы, создание благоприятной правовой базы для инноваций в платежной сфере, предоставление более доступных платежных услуг субъектам за счет усиления конкурентной среды.

В рамках реализации Стратегии был разработан проект Закона о «Платежных услугах и платежных системах» с учетом новых тенденций и ссылаясь на принципы второй «Директивы о платежных услуг (PSD2)», принятой Европейским парламентом и Советом Европейского союза. Проект включает нормы, регулирующие деятельность платежных провайдеров, а также деятельность провайдера услуг по предоставлению информации о счетах и посреднических услугах по платежным операциям, которые будут действовать на основе открытого банкинга в стране. В частности, после принятия данного закона будет установлен режим регулятивной проверки («песочницы») организаций платежных услуг. Эти меры обеспечат равные условия для банков и поставщиков инновационных платежных услуг, включая финтех- структуры. В результате принятия нового закона мы нацелены создать в 2022 году инновационную и благоприятную конкурентную среду с выходом на платежную экосистему новых игроков. Реализация этих законодательных реформ улучшит нормативно- правовую основу, формируя систему управления риск-ориентированным регулированием платежных систем.

Одним из основных направлений, предусмотренных в Стратегии, является применение стандарта ISO 20022 в финансовой инфраструктуре. Центральный банк стремится внедрить требования международных стандартов ISO 20022 по передаче финансовых сообщений в инфраструктуре Национальной платежной системы страны до конца 2023 года. Применение данного стандарта в финансовом секторе Азербайджана повысит долю автоматической обработки электронных платежей, также обеспечит операционную совместимость и структуризацию состава платежей.





В состав приоритетов Стратегии также входят меры по расширению доступа к финансовым услугам и повышению финансовой грамотности населения. В 2021 году уже было реализовано несколько таких мер, включая расширение функционала и сфер действия Системы быстрых платежей, запущенной Центральным банком в 2020 году, которая предоставляет инновационные платежные решения и льготный период по плате за услуги; утверждение методических указаний по формированию единого стандарта QR-кода в стране; увеличение возможностей Системы цифровой идентификации по предоставлению дистанционных банковских услуг.

На данный момент вносятся изменения в правовую базу, чтобы упростить процесс удаленного открытия банковских счетов и обеспечить возможность внедрения метода усиленной аутентификации клиента наряду с усиленной электронной подписью. Вступление в силу этих изменений позволит нам повысить доступность услуг цифрового банкинга в 2022 году.



Задачам повышения финансовой грамотности и осведомленности населения о финансовых услугах уделяется особое внимание, и Центральный банк активно работает над организацией вебинаров, ориентированных на разные группы населения, транслирует агитационные ролики на телевидении и интернет- ресурсах, организует мероприятия по пропаганде безналичных расчетов.

ПЛАС: Как вы в целом оцениваете роль ЦБ в цифровой трансформации экономики Азербайджана?

Ф. Османов: На данный момент в стране разрабатывается национальная стратегия развития, которая будет охватывать период до 2030 года. В рамках первого этапа стратегии до 2026 года предусмотрено проведение комплекса мер по устойчивому экономическому развитию, диверсификации экономики, зеленой экономике, цифровизации, инклюзивности, а также другие вопросы, обусловленные текущими мировыми процессами. В этом контексте в предстоящий период перед банками поставлена задача по корпоративному развитию, применению стандартов корпоративного управления, внутренней технологической базе, цифровой трансформации, развитию человеческого капитала, базы данных прогнозов.

Как мы знаем, цифровую экономику определяют как экономическую деятельность, основанную на цифровых технологиях. Происходящие в мире изменения в связи с активным развитием цифровых технологий существенно меняют повседневную парадигму и ставят перед обществом все новые вызовы. В этом вопросе банковскому сектору уделяется большая роль, ведь эти вызовы затрагивают также и данный сектор экономики. Развитие технологий и их активное применение в современной денежно- кредитной политике страны оказывает влияние на взаимоотношения финансовых учреждений и клиентов в сфере кредитования, обслуживания и информирования своих клиентов. В связи с чем первоочередной задачей для Центрального банка становится, во первых, цифровизация действующей финансовой системы, а во вторых — внедрение инновативных технологий в сфере финансовых услуг. Научная новизна заключается в концентрированном представлении практик цифровизации банковского сектора экономики страны в современных условиях цифровизации экономики. Учитывая все изложенное, Центральный банк осуществляет ряд стратегических проектов по ускорению мер цифровой трансформации, повышению финансовой доступности в стране посредством изучения и внедрения передового международного опыта, расширения электронных финансовых и банковских услуг и повышения доступности этих услуг для населения и бизнеса.

ПЛАС: Приход каких зарубежных структур на платежный рынок Азербайджана вы ожидаете в ближайшее время? Как развивается сотрудничество ЦБ с национальными платежными системами стран ближнего зарубежья, включая российскую ПС «Мир»?

Ф. Османов: Создание благоприятных условий для международных платежных систем, поддерживая конкуренцию в платежной экосистеме, является одной из важнейших задач Центрального банка. В настоящее время большинство международных карточных систем действуют в Азербайджане. Центральный банк на протяжении долгих лет развивает тесное стратегическое сотрудничество с международными платежными системами V sa и Mastercard. Вместе с этими организациями ЦБ реализует широкомасштабные инициативы по расширению сфер цифровых платежей, совершенствует действующее законодательство, выводит на рынок новые платежные технологии, а также реализует стимулирующие инициативы для повышения финансовой доступности в платежном аспекте. Более того, в рамках развития бесконтактных платежей в стране в ноябре 2021 года по инициативе Центрального банка был запущен платежный сервис Apple Pay.

Если у вас есть подписка, нажмите
Подписывайтесь на наши группы, чтобы быть в курсе событий отрасли.

Читайте в этом номере:


Перейти к началу страницы

Подпишитесь на новости индустрии

Нажимая на кнопку "подписаться", вы соглашаетесь с


политикой обработки персональных данных