Журнал ПЛАС » Архив » 2022 » Журнал ПЛАС №1 »

Семь трендов, которые радикально изменят банковский сектор в 2022 году

Конкуренция в сфере сервисов рассрочки BNPL-платежей («купи сейчас, плати потом») — главная проблема наступившего 2022 года, а возможно, и всего десятилетия. Однако существуют и другие поводы для беспокойства. Так, например, на горизонте показались суперприложения (супераппы), обещая выгодную конкуренцию, которая, наконец, появится в 2022 году, а тренд на коммодизацию платежей распространяется повсюду. К такому выводу приходит в своей статье (thefinancialbrand.com) Стив Кочео (Steve Cocheo), исполнительный редактор The Financial Brand, рассматривая в первую очередь ситуацию на рынке США.

Когда-то банковская индустрия называла платежную систему «своей» и сопротивлялась любым попыткам вторгнуться на их территорию. Увы, тщетно. Претенденты на господство в отрасли превратились в основных соперников. Взгляните на продолжающийся бум BNPL-платежей и растущее влияние таких компаний, как PayPal, которая превратила свое P2P-приложение Venmo в полноценный инструмент для розничных платежей.

Игроки с платежной стороны банковского дела должны были привыкать делиться бизнесом как с конкурентами, применяющими инновационные инструменты, так и с теми из них, кто использует «отраслевые рельсы».

В то время как отрасль продолжает стремиться к самостоятельному внедрению инноваций, много энергии отнимает противодействие набегам аутсайдеров. Конкуренция в сегменте BNPL, например, весьма непростая задача, как мы рассмотрим далее, но она также генерирует неожиданные способы зарабатывания денег на этом тренде.

«Во многих отношениях в 2022 году на рынке по-прежнему будет оставаться «попурри» ранее существовавших инноваций и технологий, но с новым пониманием цели, поскольку их время (и полезность) наконец пришло» [Forrester, Predictions 2022: Payments].





№ 1. Войны в сегменте P2P-платежей будут продолжаться

Чтобы противостоять первоначальным поставщикам и использованию P2P-транзакций, которые когда-то действительно были платежами между физлицами, пять крупных банков США объединились для создания платформенного сервиса денежных переводов Zelle и добились заметных успехов с точки зрения внедрения и объема P2P-транзакций. Тем не менее Zelle пока не предлагает возможность проведения С2B-платежей, которая есть у таких игроков, как PayPal, Venmo и Cash App Block. Если банки, предлагающие сервис Zelle, пополнят его данным функционалом, это создаст конкуренцию с платежными методами, которые они уже предлагают. В свою очередь, пытаться реально заработать на Zelle в том виде, в каком эта платформа сегодня существует, достаточно сложно.

«Трудно отказаться от «бесплатного», — отмечает Барри Бэрд (Barry Baird), отвечающий за платежный функционал и доставку в банке TD Bank. По его словам, это один из примеров трудностей, с которыми сталкивается отрасль, пытаясь извлечь выгоду из успешных областей. «Как сделать так, чтобы это было выгодно и клиенту, и банку?»



Фото: marketrealist.com


Более негативное заявление исходит от аналитиков Forrester, которые в отчете о прогнозировании развития платежей заявляют: «В США потребителей хорошо обслуживают финтех- компании, а разработанному банками решению Zelle будет сложно увеличить свою долю на рынке. Доминирующие на рынке финтех- конкуренты, такие как PayPal и его Venmo, Apple Cash и приложение Square Cash App, продолжают внедрять все новые функции в рамках интегрированных платежных пакетов».

№ 2. Несмотря на обилие альтернатив, карты (и наличные) по-прежнему популярны

В ноябре 2021 года аналитическая компания PYMNTS, опросив около 3600 потребителей, обнаружила, что — хотя количество альтернативных способов оплаты растет, операции по дебетовым и кредитным картам продолжают доминировать повсюду. И, что удивительно, даже после пандемии наличные остаются на третьем месте.

Почему наличные опережают мобильные кошельки? PYMNTS обнаружил, что потребители предпочитают мобильным кошелькам бесконтактные карты. Еще одна проблема заключается в том, что та же повседневная покупка продуктов питания, для которой можно было бы использовать мобильные кошельки, сегодня переместилась в онлайн. Опрос PYMNTS выявил, что каждый четвертый потребитель сейчас покупает продукты в интернете, поэтому ему не нужны ни бесконтактная карта, ни мобильный кошелек.

В конечном итоге то, куда пойдут дальше платежи, зависит от самого потребителя, даже при наличии самых заманчивых альтернативных платежных технологий.

№ 3. BNPL: «темная лошадка» для платежей

Невозможно обсуждать угрозы для традиционных платежных систем, не касаясь BNPL-сервисов. Это одновременно способ оплаты и форма финансирования — хотя на самом деле очень похоже на кредитные карты.

Хотя рост BNPL-сервисов был быстрым, очевидно, что этот способ оплаты наиболее привлекателен для миллениалов и поколения Z.





Примечательно, что в поддержку упомянутых ранее результатов опроса PYMNTS, несмотря на весь рост, Insider Intelligence оценивает BNPL на уровне порядка 1% объемов общей выручки электронной коммерцией США.



Тем не менее это возрождение старого плана развития сервисов рассрочки платежей привлекло внимание банковского сектора, особенно после того, как крупные игроки, такие как Amazon и Walmart.com, добавили свои варианты BNPL-сервисов. В начале 2021 года CBInsights прогнозировал, что расходы по схеме BNPL в мире могут достичь (или даже превысить) 1 трлн долл. США, отметив, что общие расходы в США по кредитным, дебетовым и предоплаченным картам составляют около 8 трлн долл. в год.

В 2022 году банки будут оказывать более мощное давление, активно возвращаясь к BNPL, однако на своем пути они столкнутся с серьезными препятствиями.

Слияния и поглощения также входят в прогноз по сегменту BNPL: «Несколько крупных банков приобретут игроков BNPL, таких как Amount, Sezzle или Spitlit, чтобы предлагать услуги BNPL своим клиентам», — прогнозирует Forrester.

До сих пор поглощение, за которым стоило последить, было незавершенной сделкой Block (ранее Square) по покупке компании Affirm. Как комментирует Forrester, компании, предоставляющие услуги BNPL, «сосредоточат свои стратегии продаж на дополнительных услугах и альтернативных сетях дистрибуции». Усилия Klarna, направленные на то, чтобы выйти за рамки сделок по BNPL с ТСП и обеспечить возможность покупать с помощью Klarna у любого продавца, могут изменить правила игры.

По словам Вивека Джетли (Vivek Jetley), исполнительного вице-президента и руководителя отдела аналитики EXL, то, как банк будет конкурировать с известными независимыми игроками, будет зависеть от того, что он уже предпринимает. Данная компания работала над внедрением BNPL с такими банковскими компаниями, как FNBO.

Если у вас есть подписка, нажмите
Подписывайтесь на наши группы, чтобы быть в курсе событий отрасли.

Читайте в этом номере:


Перейти к началу страницы

Подпишитесь на новости индустрии

Нажимая на кнопку "подписаться", вы соглашаетесь с


политикой обработки персональных данных