Журнал ПЛАС » Архив » 2021 » Журнал ПЛАС №3 »

Улучшая качество жизни. Visa CEMEA о синергии банков и финтеха

О сегодняшнем дне и будущем финансовых технологий, а также о роли банков и финтех-­структур в развитии платежного рынка и трансформации повседневной жизни мы беседуем с Отто Уильямсом, старшим вице-президентом, главой подразделения цифровых продуктовых решений и партнерств, Visa CEMEA.

ПЛАС: Назовите основные тренды развития финансовых технологий в платежной индустрии, в том числе обусловленные коронакризисом. Каким вы видите будущее платежной индустрии в перспективе ближайших пяти лет с учетом внедрения различных финансовых технологий?

О. Уильямс: COVID‑19 радикально изменил платежный ландшафт. В последние месяцы мы стали свидетелями того, как все больше потребителей, по достоинству оценивших удобство оплаты путем простого прикладывания к терминалу карт, телефонов и часов, выбирали бесконтактные платежи основным способом расчетов. В результате пандемии люди также скорректировали свои покупательские привычки, стали совершать покупки в интернете при любой возможности, чтобы избежать физических контактов в магазинах и порадовать себя безопасной покупкой. Однако когда цифровая трансформация вышла на первый план повседневной жизни, миллионы представителей малого и среднего бизнеса по всему миру были вынуждены искать новые способы заработка.





Несмотря на возникшие проблемы, МСБ проявил удивительную стойкость, многие быстро адаптировались, повысив уровень цифровизации, чтобы справиться с новыми, только что возникшими запросами потребителей. В перспективе, когда пандемия закончится, удобные, безопасные и надежные бесконтактные платежи, несомненно, станут еще одним привычным способом оплаты для потребителей.

Мы также наблюдаем значительный рост электронной коммерции, происходящий, несмотря на ослабление мер социального дистанцирования, особенно в Саудовской Аравии и ОАЭ, что свидетельствует об устойчивом характере изменений и порадует многие торгово-­сервисные предприятия, которые только недавно перешли на продажу своих продуктов и услуг в интернете. На основе этих данных мы можем с уверенностью сказать, что изменения в потребительском поведении, которые мы наблюдаем в последнее время, будут носить долгосрочный характер и окажут значительное влияние на развитие экономики в ближайшие годы.

ПЛАС: Как вы в целом оцениваете ситуацию в мировом финтехе? Отмечаете ли вы рост количества стартапов, а главное, качества предлагаемых ими продуктов и решений? Насколько высока среди них конкуренция? Можно ли говорить о том, что рождение новых стартапов обусловлено не только самими новыми идеями, но и стремлением повторить ­чей-то успех?

О. Уильямс: Спрос на финансовые технологии растет быстрее, чем ­когда-либо прежде, лидеры этой индустрии обладают огромными возможностями для внедрения новых видов цифровых платежей. Способность финтех-­компаний предлагать решения, которые отвечают потребностям и основным запросам потребителей, является их ключевым отличием. В прошлом году многие из них отреагировали на меняющиеся потребности социально дистанцированного мира, выдвинув на первый план решения в области логистики, доставки товаров и услуг на дом, технологий, цифровых сервисов для занятий фитнесом и ведения здорового образа жизни.

В отрасли отмечается большая конкуренция, поскольку креативные стартапы борются за то, чтобы предоставить рынку новые, наиболее актуальные решения. Чтобы быть на шаг впереди конкурентов, финтех-­компании должны постоянно следить за тем, насколько они хороши в инновациях, корректировке стратегии и оптимизации решений. Стартап должен не только предоставлять новые решения, но и убеждать потребителей, что его продукт улучшит их повседневную жизнь, поможет им сэкономить время, силы или деньги. Чтобы стать успешным в сфере финансовых технологий, необходимо проделать большую работу, и, безусловно, наличие свежей идеи — ​это только начало пути.

ПЛАС: Финтех — ​это то, что может заинтересовать инвесторов, причем не единожды. С одной стороны, как сфера, в которую можно вкладывать деньги, с другой — ​инвесторы зачастую как раз и являются клиентами компаний в этой сфере, и именно на них рассчитаны многие предлагаемые инновации. Что конкретно притягивает инвесторов во всем мире к финтеху?

О. Уильямс: Сегодня мы видим, что все больше инвесторов входит в сферу финтеха. По мере своего стремительного роста сектор привлекает пристальное внимание инвесторов, которые видят в нем большой потенциал.

Инвестиции в финтех не только привлекательны с точки зрения краткосрочной выгоды, они открывают значительные долгосрочные перспективы, способные привести к высокой отдаче. Благодаря им у инвесторов также появляются большие возможности для последующей синергии. Сотрудничество с финтехом предлагает множество преимуществ. Благодаря специфике своей работы такие компании научились собирать множество данных, помогающих удовлетворять потребности клиентов за счет инноваций и конкурентоспособных цен.

В сектор поступает все больше прямых инвестиций, число инвесторов увеличивается, и сейчас можно с уверенностью сказать, что индустрия финансовых технологий продолжит расти и в будущем. Это дает большие надежды потенциальным инвесторам, которые решили модернизировать ландшафт цифровых платежей по своим правилам.

ПЛАС: Какие направления финтеха видятся наиболее перспективными на сегодняшний день? Ваш взгляд на сотрудничество между традиционным банкингом и финтехом — ​какой из вариантов коллаборации между ними видится оптимальным? Обречены ли стартапы в своем большинстве становиться частью больших корпораций или все же они могут успешно жить самостоятельно? В условиях цифровизации крупные банки расходятся в подходе к концепции развития своих моделей — ​одни движутся в сторону построения локализованных экосистем, приобретая различные технологические стартапы, другие выстраивают партнерские отношения. Ваше отношение к парадигме экосистем и созданию супераппов?

О. Уильямс: В Visa мы работаем с финансовыми технологиями, затрагивающими каждую часть платежной экосистемы, чтобы в итоге наладить движение новых платежных потоков в цифровом и физическом мире — ​от необанков и цифровых кошельков до альтернативных кредиторов и провайдеров мгновенного доступа к заработанным деньгам.





За пределами Азиатско-­Тихоокеанского региона супераппы развиваются медленнее, но уверенно, и уже появляются во множестве секторов. В регионе CEMEA банки, операторы сотовой связи и другие компании запускают новые услуги, помогающие сохранять приверженность пользователей сервисам в рамках одной экосистемы. Например, в ОАЭ приложение, изначально используемое как агрегатор такси, теперь предлагает все, от покупок и доставки еды до финансовых услуг.

Многие ведущие мировые экосистемы и супераппы в итоге отдают предпочтение сотрудничеству с такой сетью, как Visa, потому что наш масштаб дает им дополнительные возможности для развития. Он позволяет им быстро задействовать миллионы точек приема платежных карт, множество платежных возможностей, развернутый международный потенциал и гарантии безопасности, которые дает глобальная сеть.

Откликаясь на предпочтения потребителей и поддерживая их доверие, мы видим, что в будущем супераппы выстроят свой собственный рынок. Например, я могу представить себе на этом рынке появление приложений банковских и финансовых услуг с высоким уровнем доверия среди потребителей, а также супераппа, предлагающего повседневные услуги. Например, покупку продуктов, еды или услуги агрегатора такси.

Еще одну нишу могут занять развлекательные супераппы, предоставляющие доступ к социальным сетям, чатам и торговым площадкам для нишевых товаров. В связи с тем, что пандемия смещает так много торговых площадок в онлайн-­пространство, становится очевидным, что активность рассредоточена по слишком большому количеству приложений, хотя спрос на них остается высоким. Победят те компании, которые смогут сделать свои платформы модульными и функционально совместимыми.

ПЛАС: Как финтех меняет клиентский опыт? Как избегать негативных последствий с клиентами при внедрении новых технологий? Банки все больше делают акцент на KYC, используя имеющиеся в их распоряжении большие данные? Назовите ключевые аспекты, которые могут позволить финансовым организациям максимально успешно их монетизировать.

О. Уильямс: Организации стремятся предсказать поведение, предпочтения и потребности клиентов, и собираемые данные могут помочь им в этом. Финтех-­компании построены на современных технологических платформах, и имеющиеся у них возможности позволяют им лучше адаптироваться к меняющимся рыночным условиям. Для беспрепятственного взаимодействия с клиентами и обеспечения интеграции важно сегментировать аудиторию, чтобы убедиться в том, что вы предоставляете нужные услуги нужным людям. Если услуга не будет работать так, как было обещано, это отрицательно повлияет на качество обслуживания клиентов, что в свою очередь приведет к потере лояльности к бренду. Работая вместе, финтех-­компании и банки могут обеспечить оптимальное обслуживание клиентов. Например, финтех избавил потребителей от необходимости посещать офисы банков, сократил время ожидания в очередях и помог обеспечить бесшовность электронной коммерции между покупателями и продавцами.

Личные данные являются ключевым элементом персонализированных финансовых услуг, но, как правило, предоставление конфиденциальной информации третьим лицам сопряжено с проблемами безопасности и надежности. Это привело к росту внедрения инноваций в финансовом секторе во всем мире, в которых отчасти заинтересован рынок, а отчасти — ​регуляторы, и это правильно.

Если у вас есть подписка, нажмите
Подписывайтесь на наши группы, чтобы быть в курсе событий отрасли.

Читайте в этом номере:


Перейти к началу страницы

Подпишитесь на новости индустрии

Нажимая на кнопку "подписаться", вы соглашаетесь с


политикой обработки персональных данных