Журнал ПЛАС » Архив » 2021 » Журнал ПЛАС №3 »

СБПэй – еще быстрее, еще удобнее

О стратегических целях и задачах небанковского мобильного приложения СБПэй и его месте в Системе быстрых платежей мы беседуем с Дмитрием Колесниковым, директором по развитию инновационных сервисов, АО «НСПК».

ПЛАС: В начале нашей беседы — ​несколько слов о текущих результатах и перспективах развития Системы быстрых платежей.

Д. Колесников: Сегодня Система быстрых платежей (СБП) включает в себя широкий набор платежных сервисов. Наряду с C2C-переводами по номеру телефона это и переводы от физлиц в адрес юридических лиц для оплаты товаров и услуг (C2B), и B2С-сервис, с помощью которого бизнес может делать выплаты в пользу граждан. В перспективе мы также рассматриваем возможность запуска сервиса B2B-переводов между юридическими лицами.

На сегодняшний момент наиболее востребованы C2C-переводы, на которые приходится уже более 220 млн операций на общую сумму более 1,4 трлн руб­лей.

Этот сервис из месяца в месяц демонстрирует стабильную экспоненциальную динамику, и в 2021 году такая тенденция, вероятнее всего, продолжится.

Помимо C2B у нас есть и B2C-сервис. Ведь когда вы делаете покупку, вы всегда должны иметь возможность вернуть потраченные деньги обратно, если товар или услуга по определенным причинам вас не устроят. Оплата с помощью СБП также становится популярнее — ​к концу 2020 года к ней подключилось более 100 тыс. торгово-­сервисных предприятий.

Этот сервис очень востребован и ритейлерами, и гражданами, которые, как мы видим, не испытывают никаких сложностей с совершением подобных операций. Поэтому основной своей задачей на сегодняшний день мы видим наращивание количества и объемов таких транзакций, а также дальнейший рост сети приема за счет подключения к СБП новых торговых точек.

Сегодня уже около 50 банков используют C2B/B2C, а порядка 100 банков находятся в процессе подключения. Иными словами, процесс идет полным ходом.

ПЛАС: Как возникла сама идея создания нового сервиса СБПэй? Какими трендами была обусловлена необходимость его появления? В какой части СБПэй дополняет имеющуюся линейку сервисов Системы быстрых платежей?

Д. Колесников: С точки зрения мировой практики идея создания отдельного платежного небанковского приложения — ​это тренд. Если мы посмотрим на опыт других стран, в том числе других систем быстрых платежей, то и там можем наблюдать: далеко не всегда функционал отправки платежей замкнут в традиционных банковских приложениях. С самого начала мы видели в запуске такого приложения прежде всего возможность предоставить физлицам еще один способ совершать платежи. В свою очередь, для торгово-­сервисных предприятий это возможность упростить процесс вовлечения клиентов в сценарии оплаты покупок через СБП.

Сервис СПБэй — ​это прежде всего приложение, которое позволяет осуществлять C2B- платежи. Какова его основная задача? Когда мы говорим о сценариях продвижения быстрых C2B-платежей, то важная роль отводится так называемой «последней миле» — ​этапу, когда потребитель уже оплачивает свою покупку. Здесь очень важно предложить ему максимально простой платежный сценарий, особенно тем потребителям, которые ранее не имели опыта пользования сервисами СПБ. В СБПэй функционал оплаты доступен с первого экрана. Благодаря удобному клиентскому пути пользователи могут заплатить за товары или услуги всего в несколько кликов.

Важно, чтобы персонал магазина обладал соответствующими знаниями и мог оперативно проконсультировать покупателя, которому не всегда бывает легко объяснить, как инициировать быстрый платеж при наличии множества различных банковских приложений, в каждом из которых имеется своя специфика клиентского интерфейса. И если отдельным крупным торговым сетям под силу организовать процессы обучения своего персонала, то для небольших розничных предприятий это может оказаться сложнее. Продавцам легче обучиться принимать оплату с помощью одного унифицированного приложения СПБэй, чем разбираться в интерфейсах приложений банков. Поэтому оно позволяет упростить процесс обучения продавцов эффективному консультированию покупателей.

Кроме того, принимая платежи через СБП, бизнес может здорово сэкономить: ставка за прием таких платежей в разы ниже, чем комиссия за прием платежей по картам и иные способы безналичной оплаты.

Технически присоединение к приложению СБПэй подразумевает, что банк на своей стороне просто реализовывает определенный API-интерфейс для взаимодействия с приложением.

При создании СПБэй мы принимали во внимание, конечно же, и интересы конечного пользователя, которому постарались предложить максимально простой клиентский опыт. Наше приложение можно скачать в Play Market (используют смартфоны на Android (начиная с 6.0 версии), а к концу 2021 года появится версия для iOS).

После запуска приложения на телефоне клиент привязывает к нему один из своих счетов в любом банке — ​участнике СБП (можно привязать счета в нескольких банках) аналогично процедуре с привязкой карты в традиционных Pay-сервисах, включая Mir Pay. После этого в приложении появляется новый «способ оплаты». Далее, находясь уже непосредственно в магазине, пользователь просто запускает приложение и автоматически переходит в режим ожидания QR-кода, после чего считывает QR-код и подтверждает покупку — ​все это происходит максимально быстро. Так же просто и быстро наше приложение работает и в среде электронной коммерции.

 

 

Первыми получили доступ к приложению клиенты Банка Русский Стандарт и СКБ-банка. Вскоре и другие банки реализуют этот функционал для своих клиентов. Такая компактность пилотной группы обусловлена прежде всего тем, что небольшое число участников значительно упрощает управление проектом. С этими двумя банками мы работаем с момента запуска СБП, и они были готовы оперативно включиться в работу над приложением. В то же время уже сейчас все спецификации нашего приложения, API для подключения, стандарты и т. п. доступны для всех заинтересованных сторон, банки могут начать подключение сразу после выпуска приложения.

ПЛАС: Сколько всего банков, по вашим оценкам, подключатся к СБПэй на первом этапе реализации сервиса?

Д. Колесников: В первую очередь мы ожидаем повышенный интерес со стороны небольших банков, для которых, как я говорил, это хорошая возможность быстрее и дешевле подключиться к C2B-сервису Системы быстрых платежей. А чем быстрее они туда вступят, тем более конкурентоспособными будут на рынке. В то же время о своей готовности подключиться к СБПэй уже заявил и ряд крупных банков.

Важно понимать, что все C2B-платежи, которые сейчас доступны в рамках СБП из традиционных мобильных банковских приложений, точно так же можно будет осуществлять с помощью СБПэй. При оплате покупки быстрым платежом со счета в банке последний точно так же получает соответствующее комиссионное вознаграждение, предусмотренное бизнес-­моделью C2B, поэтому для него нет никакой разницы, совершен ли такой платеж в его мобильном банковском приложении или из приложения СБПэй. На наш взгляд, использование приложения будет выгодно всем участникам рынка.

ПЛАС: Использовался ли при разработке сервиса СБПэй опыт других систем, уже запустивших у себя мобильные приложения? Если да, то каких именно, и что в этом опыте привлекло внимание разработчиков?

Д. Колесников: Конечно же, опыт других стран в развитии систем быстрых платежей нами внимательно изучался. Так, например, мы проанализировали опыт Швеции, где консорциум крупнейших банков страны совместно с ЦБ запустил систему Swish — ​по сути, местную систему быстрых платежей, которой пользуется сегодня большинство шведских граждан. В рамках этой системы также реализовано отдельное небанковское приложение Swish, с помощью которого потребители могут как оплачивать покупки, так и совершать C2C-переводы друг другу. Но если шведское приложение изначально было ориентировано на C2C-переводы и лишь со временем охватило микробизнес и МСБ, то мы в реализации СБПэй начали именно с оплаты покупок.

В целом мы очень внимательно изучили логику других платежных систем при запуске собственных приложений и пришли к мнению, что основными моментами здесь являются создание дополнительной возможности для плательщиков, упрощение сценария для получателей быстрых платежей и расширение каналов своего присутствия для банков. Все это так или иначе нашло свое отражение в СБПэй.

ПЛАС: Как вы думаете, не окажется ли со временем новый сервис более востребованным со стороны населения и бизнеса, чем мобильные приложения самих банков — ​участников СБП?

Д. Колесников: Я бы не ставил вопрос таким образом. СБПэй — ​это просто еще один способ осуществления платежей. Подчеркну — ​у нас нет цели вытеснять другие альтернативные способы оплаты. Напротив, парадигма СБП — ​сделать так, чтобы на рынке появлялось как можно больше платежных приложений, благодаря чему у пользователей будет более широкий выбор. Именно в канве этой логики строится наша работа, например, с компанией Wildberries и Банком Русский Стандарт, не так давно запустившими платежное приложение Razz, которое позволяет клиентам всех банков-­участников Системы быстрых платежей оплачивать покупки с помощью QR-кодов в любых точках, где реализована такая возможность. Другие активные игроки рынка сейчас тоже работают над подобными приложениями, которые мы условно называем небанковскими (хотя, конечно же, без банка создать такое приложение невозможно). Все это — ​дополнительные способы оплаты, которые могут быть удобны самым разным конечным пользователям в различных ситуациях.

В свою очередь, нашей стратегической задачей является обеспечить доступность всех сервисов Системы быстрых платежей для наших граждан.

ПЛАС: Есть ли планы по дальнейшей доработке, расширению функционала нового сервиса?

Д. Колесников: Безусловно, такие планы есть! Именно по этой причине мы и выпустили приложение. Конечно же, мы не станем ограничиваться тем функционалом, который уже сейчас доступен в приложении СБПэй. Оно будет развиваться нога в ногу с Системой быстрых платежей. Все самые инновационные возможности, которые будут предлагаться в рамках Системы быстрых платежей, станут доступны и в нашем приложении СБПэй, причем «автоматически», практически мгновенно с момента выхода ­каких-либо дополнительных сервисов. Для сравнения — ​чтобы получить возможность пользоваться новым функционалом СБП в мобильных банковских приложениях, пользователям придется ждать их реализации на стороне банков. К­акие-то банки, особенно крупные, безусловно, делают это очень быстро, а у других такие обновления занимают гораздо больше времени.

Для нас СБПэй — ​своего рода образцовая витрина всех новейших сервисов СБП. Кроме того, сервис СБПэй — ​это еще один шаг в сторону унификации клиентского опыта, без которой массовое продвижение любого сервиса представляется сегодня весьма затруднительным. 

Подписывайтесь на наши группы, чтобы быть в курсе событий отрасли.

Читайте в этом номере:


Перейти к началу страницы

Подпишитесь на новости индустрии

Нажимая на кнопку "подписаться", вы соглашаетесь с


политикой обработки персональных данных