Журнал ПЛАС » Архив » 2021 » Журнал ПЛАС №3 »

Маркетплейс Финуслуги — от депозитов до ОФЗ

О перспективах финансовых маркетплейсов в России мы беседуем с управляющим директором проекта Финуслуги Московской биржи Игорем Алутиным.

ПЛАС: Какие ключевые факторы, по вашему мнению, обусловили ускоренное создание и вывод на рынок новых маркетплейсов, а также оперативную оптимизацию уже действующих? Можно ли все «списывать» на форс-мажорный фактор в лице COVID‑19, или для происходящего действуют более долгосрочные объективные факторы?

И. Алутин: Во многом это связано с принятием летом 2020 года Закона «О совершении финансовых сделок с использованием финансовой платформы». Он позволил финансовым платформам проводить идентификацию клиентов и продавать банковские услуги. У россиян появилась возможность дистанционно не только сравнивать, но и приобретать услуги банков, управляющих и страховых компаний. Финуслуги стали первым сервисом, запущенным в рамках нового законодательства. В то же время для потребителя важно как можно быстрее получить услугу по оптимальной цене, не тратя времени на поиск и оформление. В этом отношении маркетплейс, который предоставляет потребителю доступ ко многим поставщикам услуг, — ​лучшее решение.

ПЛАС: Изменилось ли понимание, что такое настоящий маркетплейс? Иначе говоря, чем, по вашему мнению, отличается реально действующий маркетплейс от того, что зачастую просто называют этим модным термином?

И. Алутин: Маркетплейс должен предоставлять потребителю возможность выбрать услугу у разного числа поставщиков и приобрести ее, не покидая сайта платформы. Эта задача предполагает реализацию технологического процесса от подключения провайдеров и клиентов до предоставления конечной услуги, гарантируя при этом безопасность процессов данных.

ПЛАС: Расскажите об истории создания своего маркетплейса. Сколько времени занял этот процесс, как работа маркетплейса совершенствовалась по мере реализации проекта, каковы планы по дальнейшему развитию маркетплейса?

И. Алутин: Московская биржа начала работу над созданием финансовой платформы в рамках проекта «Маркетплейс» в числе первых участников в 2018 году. Уже в октябре 2019 года демонстрационная версия платформы была представлена на форуме FINOPOLIS19. По сути, сервис был готов, но законодательство, регламентирующее работу финансовых платформ, было принято только в июле 2020 года. В конце августа 2020 года Московская биржа первой в России получила от Банка России статус оператора финансовой платформы, и в начале сентября Финуслуги заработали в режиме Friends&Family, то есть стали доступны сотрудникам Мосбиржи и их близким, а с 15 октября — ​всем россиянам.

 

 

Депозиты — ​первый продукт, который стал доступен на платформе, практически одновременно было запущено ОСАГО, в перспективе линейка будет расширена — ​добавятся низкорисковые инвестиционные продукты. Мы планируем запустить продажу облигаций федерального займа (ОФЗ), возможно, появятся некоторые корпоративные или региональные бумаги.

Другой вектор развития — ​страховые продукты. В первую очередь мы закроем все, что связано с моторным страхованием: у нас появится КАСКО, а в перспективе добавится коробочные страхование (страхованием жилья, страхования жизни и здоровья). Один из самых популярных продуктов — ​это ипотека, поэтому появление ипотечного страхования тоже в ближайших планах. Следующий флагманский продукт Финуслуг — ​беззалоговое кредитование. В составе рабочей группы с Банком России и с крупными банками мы работаем над переосмыслением процесса кредитования. Скорее всего, кредиты на Финуслугах появятся в сентябре 2021 года.

ПЛАС: Какую роль в эффективности маркетплейса играет технологический фактор — ​правильно выбранные технологические решения? С какими компаниями-­вендорами вы сотрудничали при создании маркетплейса?

И. Алутин: Технологии играют ведущую роль в создании финансовой платформы, которая обеспечивает онлайн-­общение поставщиков и потребителей финансовых услуг в формате 24/7. Технологическая структура платформы — ​полностью внутренняя разработка Мосбиржи. Вся ключевая экспертиза в проекте сосредоточена именно на платформе и ее интеграционном слое, развитие его силами вендора снижало степень прозрачности разработки и создавало риски потери экспертизы. При подключении банков привлекаются компании, которые обеспечивают технологические решения — ​Центр финансовых технологий (ЦФТ), «Диасофт» и другие. Важную роль также играют безопасность и надежность компании: Финуслуги работают в рамках инфраструктуры Московской биржи и контролируются Банком России.

Подписывайтесь на наши группы, чтобы быть в курсе событий отрасли.

Читайте в этом номере:


Перейти к началу страницы

Подпишитесь на новости индустрии

Нажимая на кнопку "подписаться", вы соглашаетесь с


политикой обработки персональных данных