Я то, что я покупаю? В преддверии запуска нового сервиса ФНС

Потенциально уже в марте 2021 года должен стать общедоступным новый сервис Федеральной налоговой службы (ФНС), позволяющий гражданам видеть информацию о своих покупках в личных кабинетах и оформлять полагающиеся налоговые вычеты буквально нажатием одной кнопки. После того как детали каждой безналичной покупки окажутся известны ФНС и налоговики смогут анализировать весь массив информации о безналичных тратах, контролировать расходы россиян и выявлять тех, кто скрывает свои доходы, станет гораздо легче — ​считает Мария Красенкова, независимый эксперт и ведущая авторской колонки.

А для законопослушных граждан появится возможность в специальном сервисе от ФНС видеть все чеки от покупок, оплаченных банковской картой. Это упростит возврат товаров и гарантийное обслуживание.

Если же доступ к этим данным (разумеется, только по своим собственным клиентам) смогут получать финансовые институты, розничные сети и платежные системы, то и у них появится новая золотая жила данных и идей, которые могут быть использованы для адаптации их предложений и услуг, а также воспитания более лояльных и финансово здоровых клиентов.

А для пользователей применение данных их чеков финансовыми институтами потенциально позволит получать множество персонифицированных преимуществ — ​например, советы и рекомендации по бюджету, персонифицированные вознаграждения, информацию о финансовом здоровье, контроль расходов, новые востребованные услуги и многое другое.

Чтобы не быть голословными, рассмотрим конкретный пример. Представим, что у банка есть клиент — ​29‑летний мужчина, имеющий зарплатную карту. За последние 6 месяцев он регулярно тратил на детское питание и товары для детей 30% своего бюджета. Повторные покупки продуктов включают подгузники, влажные салфетки, предметы детской гигиены и органическое детское питание. Есть предпочитаемые бренды товаров в средней и низшей ценовой категории, но часто (предположительно, в связи с акциями и скидками) клиент выбирает и другие торговые марки. Большая часть его продуктовых трат приходится на субботу.

На основе этих данных можно предположить, что клиент, скорее всего, является молодым отцом, который следит за своими расходами. Зная это, проще определить, чем именно мужчина может заинтересоваться — ​кредитной картой с кэшбэком, страховкой от увольнения или льготной ипотекой. Также, зная о покупательских предпочтениях индивидуума, в рамках программы лояльности можно информировать его в первую очередь о тех предложениях, которые будут востребованы потребителем.

С точки зрения пользователей предоставление правильных продуктов в нужное время — ​это как раз то, чего они хотят. В конце концов, никому не нравится, когда на него нападают с нерелевантными предложениями или услугами, которые на самом деле не приносят пользы ни клиенту, ни инициатору предложения.

 

 

По данным международного исследования «Trends in Customer Trust. The future of personalization, data, and privacy in the Fourth Industrial Revolution» («Тренды потребительского доверия. Будущее персонализации, частных данных и их защиты во время Четвертой индустриальной революции»), 83% розничных клиентов готовы поделиться личными данными, если это приведет к учитывающим их предпочтения предложениям, а 67% миллениалов и 35% бебибумеров ожидают, что продукты и предложения будут персонализированы.

Персонализация идет рука об руку с лояльностью и вовлеченностью. 72% розничных клиентов надеются, что компании поймут их уникальные потребности и ожидания, в то время как 66% потребителей говорят, что они, скорее всего, поменяют поставщика услуг, если почувствуют, что к ним относятся как к числу, а не как к личности.

В России (по данным ноябрьского опроса Института статистических исследований и экономики знаний НИУ ВШЭ об использовании государством и бизнесом персональных данных населения для решения социально значимых задач) процент граждан, готовых предоставлять ­какую-либо личную информацию, если понимают цели ее использования и разделяют их важность, составляет 49%. Но поскольку доля готовых делиться своими персональными данными значимо меньше среди пользователей с низким уровнем цифровых навыков, можно предположить, что по мере повышения цифровой грамотности этот процент будет стремительно расти.

Поэтому будем надеяться, что после создания в 2021 году системы передачи административных данных, в том числе данных онлайн-касс о продажах продуктов в другие заинтересованные госорганы, и дальнейшего совершенствования цифровой блокчейн-­платформы по работе с банками, ФНС или Банк России сделают возможным получение расширенных данных о покупках их клиентов для финансовых институтов.

 

 

Тогда можно будет говорить о том, что история с постоянно расширяющимся списком обязательных к представлению данных регулирующим органам станет, как говорят англичане, улицей с двусторонним движением.

Подписывайтесь на наши группы, чтобы быть в курсе событий отрасли.

Читайте в этом номере:


Перейти к началу страницы

Подпишитесь на новости индустрии

Нажимая на кнопку "подписаться", вы соглашаетесь с


политикой обработки персональных данных