Первый квартал. От стратегии — к тактике?

Какое развитие успели продемонстрировать основные тренды прошлого года в первом квартале 2021-го, и какими ключевыми событиями ознаменовались конец зимы — ​начало весны?

Госуслуги простимулируют биометрию?

Если говорить о рынке платежей, то в целом эксперты отмечают несколько ключевых трендов. Среди них — ​дальнейший рост активности пользователей в рамках как Системы быстрых платежей — ​по C2C- и по C2B-операциям, — ​так и ее внутрибанковских аналогов (наиболее яркий пример — ​«СберБанк Онлайн»), а также активные попытки оживить Единую биометрическую систему.

Отсутствие энтузиазма потребителей в плане сдачи биометрических данных говорит о серьезных промахах

Так, принятый 29 декабря прошлого года Федеральный закон 479-ФЗ внес некоторые корректировки и задал тон для регулирования биометрических систем в России на ближайшее время, расширив возможности применения биометрических технологий в государственной сфере. Между тем в первой декаде марта кабинет министров обратил внимание на низкие темпы роста базы ЕБС, которая сейчас насчитывает порядка 164 тыс. записей. На этом фоне планы правительства по увеличению в ближайшие два года числа записей до 70 млн (сегодняшнее количество подтвержденных профилей на портале госуслуг) выглядят неоправданно амбициозными. В качестве одной из стимулирующих мер кабмином предлагается ввести ограничение удаленного доступа к некоторым госуслугам для лиц, не сдавших биометрию. Жаль, что на большее, чем использование примитивного ограничения столь востребованного на российском рынке сервиса, как госуслуги, креатива у наших чиновников, как обычно, не хватает. Хотя о позитивных стимулах и побудительных мотивах для наших сограждан стоило задуматься еще при разработке самой концепции и сценариев реализации проекта ЕБС. Потому что отсутствие энтузиазма российских потребителей в вопросе сдачи биометрических данных свидетельствует об очень серьезных промахах разработчиков как самой системы удаленного биометрического доступа, так и моделей ее использования в дистанционном банкинге.

Характерно, что аналогичный «упрощенный» рецепт еще в конце февраля предлагался и многими участниками прошедшего Online ПЛАС-Форума «Практическая биометрия», с ключевыми итогами которого вы можете ознакомиться на страницах этого номера. По их мнению, если использование этой системы станет обязательным для получения ряда госуслуг физлицами, наполнение базы пойдет гораздо более высокими темпами (особую роль могла бы сыграть возможность экономии на некоторых видах C2G-платежей). Как бы то ни было, сегодня уже никто не сомневается, что за биометрией как за технологией — ​действительно большое будущее в таких сферах, как платежи, идентификация и безопасность в целом.

 

 

Стратегия развития НПС. Роль и место в ней цифрового рубля?

К другим трендам можно отнести повсеместно продолжающееся усиление контроля государства над рынком. Особого внимания здесь заслуживает подготовленная Банком России «Стратегия развития национальной платежной системы 2021‑2023», проект которой обсуждался регулятором с банковскими ассоциациями 20 января 2021 года. Основной целью было заявлено обеспечение предоставления потребителям быстрых, удобных и доступных платежных услуг, однако вопрос, присутствуют ли там меры, специально направленные на реальное снижение, а не повышение (как это происходит в последние годы) стоимости транзакционной активности для населения, пока остается открытым.

Составители документа также не обошли вниманием такую резонансную инициативу регулятора, как создание цифрового руб­ля. Впрочем, в тексте они ограничились в основном вопросами его правового обеспечения. Последнее косвенно подтверждает мнение Виктора Достова, председателя Ассоциации участников рынка электронных денег и денежных переводов (АЭД), о том, что не стоит рассматривать цифровой руб­ль как существенный фактор на 2021‑2023 годы — ​проект просто не успеет развернуться. Тем не менее, если банки поймут, что это масштабно и надолго, они начнут демпфировать последствия — ​от сокращения инвестиций в платежные проекты до пересмотра кредитной политики.

«Мир» борется за прозрачность?

Еще одно событие — ​запрет на пополнение с карт «Мир» иностранных электронных кошельков, который должен вступить в силу с 27 апреля. Такая дата была указана в технологическом бюллетене, который разослала банкам Национальная система платежных карт. В НСПК введение запрета объясняют минимизацией риска осуществления сомнительных переводов. На вопрос, не снизит ли это ограничение конкурентоспособность российских национальных карт, эксперты отвечают отрицательно. Они указывают на то, что поток с ПС «Мир» на заграничные кошельки незначителен — ​по всей вероятности, новое ограничение связано скорее с желанием последовательно закрыть все каналы после отмены пополнения кошельков через QIWI, ЮMoney и прочих агрегатов. Поэтому влияние на рынок этого шага (во многом обусловленного стремлением государства сделать максимально прозрачными транзакционные потоки ввиду ощутимого дефицита налоговых поступлений в прошлом «коронавирусном» году) окажется по меньшей мере незначительным.

Этика искусственного интеллекта — ​нет предела совершенству?

В самом начале марта Сбер анонсировал разработанные им принципы этики искусственного интеллекта. По словам Германа Грефа, эти принципы создавались в русле лучших мировых практик. В какой мере такая инициатива представляется реально востребованной ввиду ситуации на рынке, а в какой наводит на мысль о маркетинговой активности? Какие вопросы здесь действительно представляются требующими безотлагательного решения?

 

 

Как отмечают эксперты, этические аспекты применения искусственного интеллекта — ​гораздо более широкая область, чем обозначено в документе Сбера. В практической же плоскости, как правило, гораздо больше дискуссий вызывают вопросы применения ИИ в операционных технологиях. В то же время принципы, сформулированные специалистами Сбера, в целом представляются нужными и правильными, хотя бы в формате намерений. В то же время, по словам Андрея Поварова, директора Международного центра программ и проектов в бизнес-­образовании РАНХиГС, некоторые из них на сегодняшний день просто невыполнимы. Например, второй принцип о прозрачности и предсказуемости совершенно несовместим с используемыми в настоящее время системами машинного обучения, и в том числе глубинного обучения с помощью искусственных нейронных сетей (Deep Learning), на которых и построен современный ИИ. Ведь сказать, почему конкретному клиенту отказано в кредите такой системой, просто невозможно — ​она обучилась на основе тех данных, которые были для этого использованы, и ее решение обоснованно и в подавляющем большинстве случаев правильно, однако ни прозрачности, ни предсказуемости здесь нет. Только в 2019 году на Gartner Hype Cycle, показывающем развитие вновь возникающих глобальных перспективных технологий, появился так называемый объясняемый ИИ (Explainable AI), но эта технология пока еще находится в самой ранней фазе развития.

Несмотря на это, следование обозначенным Сбером принципам в отношении искусственного интеллекта действительно повысит доверие к ИИ и увеличит (но не обеспечит) безопасность его применения. В любом случае ремарка Г. Грефа о том, что принципы могут быть неидеальными и будут совершенствоваться, а также открытость к мнениям сообщества, безусловно, отражают серьезность высказываемых принципов.

OEM-поставщики — ​проблема 2021?

В заключение нельзя не отметить еще один тренд 2020‑го, который явно проявляет себя именно в первом квартале нынешнего года, а именно серьезный удар по бизнесам поставки комплектующих в самых разных областях — ​от производства банкоматов и POS-терминалов до автомобилестроения и телекома, — ​который нанесла пандемия. Череда банкротств со стороны поставщиков комплектующих плюс резко возросшие за время локдауна потребности заказчиков сделали свое дело. Так, например, если производители POS-терминальных устройств раньше заключали контракты с OEM-поставщиками на 4‑6 месяцев, то теперь последние требуют от них годового (!) прогнозирования. При этом OEM-поставщики зачастую не в состоянии покрыть требуемые производством объемы и порой даже отказываются от уже подтвержденных заказов. Очевидно, что все это негативно влияет на скорость поставок вендорами оборудования конечным клиентам.

 

 

Наряду со многими другими актуальными темами эти вопросы будут обсуждаться в ходе 11‑го Международного ПЛАС-Форума «Платежный бизнес 2021» и 12‑го Международного ПЛАС-Форума «Банковское самообслуживание, ритейл и НДО 2021», которые пройдут 26‑27 апреля 2021 года в Москве.

Не забывайте, мы всегда с Вами! Даже во время кризисов и пандемий, что, безусловно, свидетельствует о важности и прочности нашего общего дела!

Подписывайтесь на наши группы, чтобы быть в курсе событий отрасли.

Читайте в этом номере:

Новости в тему


Перейти к началу страницы

Подпишитесь на новости индустрии

Нажимая на кнопку "подписаться", вы соглашаетесь с


политикой обработки персональных данных