Журнал ПЛАС » Архив » 2021 » Журнал ПЛАС №10 »

Итоги 2021-го сквозь фильтр позитива

Мария Красенкова, независимый эксперт и ведущая авторской колонки, подводит итоги уходящего года, принципиально делая акцент исключительно на позитивных моментах.

Итоги 2021-го сквозь фильтр позитива

Приближается один из самых светлых и радостных праздников в году, которого с радостью ждут дети любого возраста, от дошкольного до преклонного.

В преддверии Нового года не хочется вспоминать о грустном, оценивать перспективы стагфляции экономики в наступающем 2022 году, удивляться 25%-ному росту цен на абхазские мандарины или обсуждать стремительный рост административных издержек, связанных с усилением давления мегарегулятора. Тот самый рост, который упоминался 16 декабря на Открытой дискуссии президента АРБ Гарегина Тосуняна «Проблемные зоны и белые пятна», проведенной в рамках проекта «Стратегия развития финансового рынка до 2030 года».

А раз так, предлагаю поразмышлять о гораздо более подходящих для предновогодней атмосферы радостных и позитивных вещах, например, таких, как ключевые мировые тренды платежного рынка в мире и в России.





Сервисы рассрочки

Подобные сервисы оплаты «покупай сейчас, плати позже» (Buy Now Pay Later, BNPL) стали очень востребованы еще в 2020 году. Так, по данным Forrester, в январе 2020 года 26% розничных торгово- сервисных предприятий в США предлагали покупку в рассрочку, а к декабрю это число возросло до 46%. Даже крупнейшие ритейлеры Macy s, Gap и Neiman Marcus начали предлагать BNPL-сервисы клиентам.

Неудивительно, что финтехи, предлагающие услуги BNPL, в том числе Klarna, Affirm, Uplift и Splitit, продемонстрировали значительный рост. Например, в этот период клиентская база Splitit удвоилась, а выручка увеличилась на 300%. В 2020 году Splitit также представила BNPL-сервисы в секторе профессиональных услуг, добавив клиентам возможность оплачивать бухгалтерские, стоматологические и юридические услуги в рассрочку.

По данным Bloomberg Intelligence, мировые продажи с использованием BNPL составили 93 млрд долл. США в 2020 году и могут превысить 181 млрд долл. к 2022-му. Не только молодое поколение, которое традиционно не любит кредитные карты, предпочитает покупать в рассрочку, — внедрение этого платежного сервиса привлекает все возрастные категории. Видя заинтересованность конечных потребителей, Visa, Mastercard и PayPal (Pay in 4) также начали предлагать свои сервисы. С другой стороны, по мнению наших экспертов, успехи сервиса BNPL в США, России и других регионах мира связаны явно не с отсутствием платонических чувств у американской и иной молодежи к кредитным картам, а также со слепым копированием их предпочтений остальными возрастными группами населения, а с тем, что доходы потребителей за последние годы значительно сократились. В этой ситуации предлагаемые BNPL-сервисы, в рамках которых потребителю необходимо покрыть свою задолженность без комиссий не в течение 30-тидневного grace period, а за шестимесячный период рассрочки, безусловно выглядят гораздо более предпочтительным. – Ред.

На российском рынке концепцию покупок в рассрочку осваивают самые разные компании и банки. Так, в 2021 году было как минимум два громких запуска BNPL-сервиса: «Сплит» от «Яндекса» и «Долями» от Тинькофф банка. Первый работает на платформе «Яндекс.Маркет», второй доступен при покупке в магазинах- партнерах. Процедура у обоих сервисов во многом идентична бизнес- модели шведской Klarna — крупнейшего в мире по итогам 2020 года BNPL-провайдера. А в декабре о запуске BNPL для оплаты покупок в салонах связи объявили МегаФон совместно с ЦФТ.

Безналичные платежи

В ходе пандемии потребители окончательно адаптировались к использованию безналичных способов платежа. Наиболее быстро во всем мире растет мобильная коммерция.

К 2025 году число пользователей мобильной коммерции в мире превысит 4,4 млрд по сравнению с 2,6 млрд в 2020 году, утверждается в исследовании Juniper. А общая сумма ежегодных продаж в этом сегменте почти удвоится — с 5,5 трлн долл. до 10 трлн долл. к 2025 году.

В США в 2020 году 86,9 млн пользователей потратили с помощью мобильных платежей почти 131,4 млрд долларов, прирост составил примерно 20% по сравнению со 110,5 млрд долл. и 71,5 млн пользователей в 2019 году, согласно оценкам eMarketer от Insider Intelligence.

Такие компании, как PayPal, начали продвигать платежные QR-коды, чтобы предоставить альтернативный способ безналичных расчетов для покупателей и продавцов. Сегодня QR-коды PayPal принимаются в более чем миллионе торговых точек.

В России, по данным первого зампреда ЦБ Ольги Скоробогатовой, доля безналичных платежей достигла в 2021 году 75%, хотя по итогам 2020 года она оценивалась всего в 65%. Что коррелирует с данными платежной системы Visa — без учета переводов со счета на счет только 50% покупок осуществляется с помощью наличных. А по данным аналитиков ВТБ, в первом полугодии уходящего года на долю безналичных покупок приходилось 59% оборота, при этом доля снятия наличных снизилась до 41%.





Кроме того, сохраняется рост объема токенизированных операций: по итогам третьего квартала 2021 года клиенты ВТБ расплачивались смартфонами и другими «умными» устройствами в 1,5 раза больше, чем за аналогичный период прошлого года.

В РФ также развиваются платежи с помощью QR-кодов. Этот метод оплаты активно продвигается в рамках Системы быстрых платежей Банка России. С начала года 3,5 млн граждан совершили покупки на сумму более 44 млрд рублей. Общее количество торговых точек, где можно расплатиться через СБП, достигло 256 тыс. Дополнительным стимулом для бизнеса выступает Постановление правительства № 1103, согласно которому субъектам малого и среднего бизнеса до 31 декабря 2021 года возмещаются затраты на оплату банковских комиссий при оплате товаров, работ и услуг через СБП. Рассматривается вопрос продления возмещения средств за уплаченные комиссии до 1 июля 2022 года.

Рост электронной коммерции

По данным отчета Insider Intelligence, к 2024 году на розничные продажи в интернете в США будет приходиться 1 доллар из каждых 5 долларов, потраченных потребителями.

На фоне закрытия офлайн-магазинов в период пандемии многие бизнесы переходили на торговлю в интернете, в том числе малые предприятия, которые раньше не продавали онлайн.

Даже в секторах, которые не особо использовали этот канал, таких как продажи продуктов питания и напитков, покупки выросли на 74% в годовом исчислении в 2020 году, что более чем в три раза превышает показатели 2019 года.

В РФ также наблюдается рост интернет-продаж.

Если у вас есть подписка, нажмите
Подписывайтесь на наши группы, чтобы быть в курсе событий отрасли.

Читайте в этом номере:


Перейти к началу страницы

Подпишитесь на новости индустрии

Нажимая на кнопку "подписаться", вы соглашаетесь с


политикой обработки персональных данных