В России тематикой финтеха занимается около 100 стартапов
ПЛАС: В чем проявляется, на ваш взгляд, специфика российского финтеха? Насколько мы сегодня находимся в русле мировых финтех-трендов?
П. Новиков: В целом, если судить о динамике развития финтех-отрасли по тому, сколько в нее инвестируют различные фонды, компании, банки, то мы имеем дело с ростом по экспоненте. Подсчеты Accenture показывают рост инвестиций в мировой финтех с 4 млрд долл. США в 2013 г. до 12 млрд долл. в 2014 г. По сути, это ежегодное утроение объема инвестиций. Данных за 2015 год пока еще нет, но, скорее всего, рост сохранится.
Подобных отраслей в мире мало. Здесь с финтехом может сравниться разве что фармацевтика, также демонстрирующая в последние годы взрывной рост инвестиций.
Если идти «вглубь» и говорить о том, какие направления в мировом финтехе сегодня наиболее актуальны, то важно понимать, что основные тренды развития задают прежде всего конечные пользователи финансовых сервисов. Все хотят обслуживаться быстро, удобно и дешево.
Почему финтех является такой быстрорастущей отраслью? Потому что он позволяет достаточно оперативно, просто последовав за самим пользователем, реализовать и внедрить удобный и полезный сервис. Банки из-за своей известной консервативности не могут так быстро следовать за клиентом, а финтех-стартап имеет для этого все возможности. Поэтому большая доля мирового финтеха – различные платежные сервисы для физических лиц: от мобильных платежных моноприложений до различных платформ P2P-кредитования, которые начинали зарождаться на развивающихся рынках и сегодня получают широкое развитие в странах с развитой экономикой.
В России в финтехе мы видим ровно все то же самое – превалирование ориентированных на конечного пользователя решений, разработчики которых пытаются тем или иным образом удовлетворить неявные для банков потребности пользователей в решении своих финансовых задач – оплата счетов, переводы, займы, инвестиции. Так, если мы посмотрим на стартапы Фонда «Сколково», то среди них окажутся и агрегаторы балансов, такие, как, например, популярный сервис CASHOFF. Решение этого стартапа уже используют порядка пятнадцати российских банков, в числе которых есть достаточно крупные, такие как Росгосстрах Банк, Локо-Банк и другие. Например, с помощью этого сервиса пользователь в одном аккаунте своего интернет-банка может видеть свои балансы на счетах других кредитно-финансовых учреждений, у телеком-операторов или в электронных кошельках, причем абсолютно безопасно, в режиме read only, т. е. без возможности проведения транзакций.
ПЛАС: Подобных идей на рынке действительно много. Но не все из них выживают. На моей памяти было несколько запусков таких агрегаторов балансов, которые в итоге заканчивались ничем.
П. Новиков: Разумеется, проблема здесь заключается в правильном выборе бизнес-модели. Повторюсь: если в таком сервисе заинтересован сам клиент, то решение будет жить. Просто получать финансовую информацию обо всех своих транзакциях самому клиенту, по сути, совсем не нужно. Показать же клиенту, на что именно он тратит свои средства, – уже более-менее полезно. Если мы, зная траты клиента по категориям, введем в нашу конструкцию еще и некий advisory service, вся история с агрегаторами балансов заиграет совсем по-другому. Робот, анализирующий информацию о тратах клиента и «подтягивающий» к ним сторонние данные, к примеру, о программах лояльности в торгово-сервисных предприятиях, где обслуживается пользователь, может посоветовать клиенту оптимизировать траты, заведя карту определенного банка с cashback при покупках в этих торговых точках. Сервис, таким образом, нужен и полезен конечному пользователю, кроме того, он может привести его в определенный банк. За что банк такому сервису, разумеется, заплатит.
Это лишь одна возможная схема, в реальности их очень много. Можно сделать такой сервис еще интереснее – дать возможность пользователю и банку «дотянуться» до позиций в чеке, до его детализации – вплоть до конкретных SKU. Технологически это возможно – проблема лишь в том, что пока игроки не слишком доверяют партнерам в таких схемах и не хотят делиться с ними информацией. Но так или иначе это произойдет достаточно скоро по всему миру. И здесь, безусловно, есть ниша для таких компаний, как CASHOFF, PayQR, Digital Loyalty System и SweetCard, которые занимаются лояльностью и аналитикой продаж.
По материалам PLUSworld.ru