В России подумывают запретить навигаторы без ГЛОНАСС
Поставщикам аппаратуры, оснащенной навигационным
оборудованием, придется смириться с неизбежным запретом на распространение в
России устройств без чипов ГЛОНАСС, заявил председатель совета директоров АФК «Система»
Владимир Евтушенков на встрече с премьером Владимиром Путиным.
Российская навигационная спутниковая система ГЛОНАСС
работает по принципу, аналогичному американской GPS, однако функционирует менее
стабильно и не на всей территории России.
Датчиками ГЛОНАСС пока оборудуют в основном машины
экстренных служб и госструктур. Коммуникаторов и смартфонов с этой системой не
существует – для обеспечения ее функционирования используется в первую очередь
громоздкая и недешевая электронная плата.
АФК «Система» заинтересована в продвижении ГЛОНАСС,
поскольку контролирует созданную вместе с Роскосмосом компанию «Навигационно-информационные
системы» (НИС) – федерального оператора этой системы в России.
Как пишет «Коммерсант», на днях глава Роскосмоса Анатолий Перминов
заявил о том, что договорился с АвтоВАЗом и ведет переговоры с КамАЗом об
обязательном оснащении ГЛОНАСС-приемниками всех производимых ими автомобилей –
что будет соответственно увеличивать их стоимость.
«Переживут спокойно»
Владимир Евтушенков рассказал Путину, что представители его
компании провели «беседы» с рядом поставщиков мобильных устройств с
навигаторами, назвав в их числе Nokia, Siemens и Motorola.
«Они понимают прекрасно, что мы все равно закроем рынок для
аппаратуры, которая будет без чипа ГЛОНАСС. Им только нужно, чтобы мы
законодательно это сделали», – сказал председатель совета директоров АФК «Система».
По его словам, пока законодательному решению вопроса мешают
технические проблемы, но «в принципе они [поставщики] переживут это спокойно».
Евтушенков считает, что уже в 2010 г. компания будет
располагать опытными образцами чипов ГЛОНАСС.
В российском представительстве компании Nokia Би-би-си
подтвердили, что особенных проблем с установкой дополнительного чипа не видят.
В офисе Apple от комментариев отказались.
У премьера предложение Евтушенкова также возражений не
вызвало. «Хорошо, что наши партнеры понимают, что мы, защищая свои национальные
интересы, будем продвигать на наш рынок собственный продукт», – сказал В.Путин.
Основной аргумент главы «Системы» в пользу ГЛОНАСС:
приемники российской навигационной системы помогают милиционерам раскрывать
преступления, а при оснащении этой аппаратурой машин МЧС и скорой помощи
потенциально возможно снижение смертности на дорогах. Правда, в данном случае
конкурентного преимущества перед GPS у российского навигатора нет.
В свою очередь, Владимир Путин обратил внимание своего
собеседника на проблемы с картами, из-за которых точность ГЛОНАСС пока
оставляет желать лучшего.
В этой области, по мнению Евтушенкова, все упирается в
создание «картографической корпорации в рамках частно-государственного
партнерства» и создание базовой карты.
По словам главы АФК «Система», частный сектор – выпуск
приемников, смартфонов с чипом ГЛОНАСС – беспокоит его куда больше, чем все
технические проблемы.
Административный ресурс?
Как рассказали bbcrussian.com несколько производителей
навигационного и телефонного оборудования, поставлять технику, поддерживающую
обе системы, с технической точки зрения достаточно просто.
«Никаких проблем возникнуть не должно. Уже даже в России
есть чипы, которые позволяют принимать и GPS, и ГЛОНАСС, – говорит
представитель компании Garmin Владимир Зенин. – В мире же есть образцы, которые
поддерживают одновременно четыре навигационные системы – то есть еще европейскую
Galileo и китайскую Compass».
По его словам, все что нужно, чтобы компании начали
вставлять в свои устройства чипы для ГЛОНАСС, – нормальная работа навигационной
системы, а также спрос на ее услуги со стороны покупателей.
Тем не менее в одной из опрошенных Русской службой Би-би-си
компаний действия АФК «Система» назвали «обычным использованием
административного ресурса для продвижения своих продуктов».
В самой АФК «Система» подобные обвинения отвергают. «Если бы
речь шла о запрете GPS и производителям предлагалось бы использовать только
ГЛОНАСС, тогда можно было бы о чем-то подобном говорить», – пояснила Би-би-си
пресс-секретарь Юлия Белоус.
О введении ограничений на российском рынке для навигационных
устройств, не поддерживающих систему ГЛОНАСС, говорилось и ранее.
В марте гендиректор НИС Александр Гурко заявил, что план по
повышению ввозных пошлин на устройства без поддержки ГЛОНАСС находится в
финальной стадии разработки.
По материалам BBC