Услугами виртуальных операторов связи в России пользуются 330 000 человек
Компания J’son & Partners Consulting представила
результаты исследования «MVNO в России и в мире: возможности и ограничения».
На конец 2008 года в России абонентская база MVNO превысила
330 тыс. и составила 0,2% от всей абонентской базы сотовых операторов [187,6
млн.]. По итогам 2008 года лидерами по объему абонентской базы были такие
«экспериментальные» MVNO-проекты как «Алло Инкогнито», MATRIX и Corpolink. Все
они, а также «Гарс Телеком», BAZA и «Ё» имеют «телекоммуникационное»
происхождение, например, услуги интеллектуальной связи под брендом «Алло
Инкогнито» предоставляются телекоммуникационной компанией «КантриКом». Проект
«Альтернатива» разработан компанией «А1: Первый альтернативный контент-
провайдер», а виртуальный оператор «Евросеть» создан одноименным крупнейшим
розничным продавцом сотовых телефонов.
В первом квартале 2009 года было запущено 2 новых проекта:
«А-мобайл» (МТС и сеть гипермаркетов Ашан) и «Просто для общения» (Мегафон). За
короткое время существования эти проекты показали стремительный набор
абонентской базы: «Просто для общения» по состоянию на середину мая – более 100
тыс. абонентов, «А-мобайл», по оценке J’son & Partners Consulting,
подключил более 70 тыс. абонентов.
С 13 марта 2009 года, когда Минюстом РФ был зарегистрирован
Приказ Минкомсвязи РФ от 29.12.2008 № 116 "Об утверждении требований к оказанию
услуг подвижной радиотелефонной связи при использовании бизнес-модели
виртуальных сетей подвижной радиотелефонной связи", бизнес-модель MVNO в
России получила законодательную основу. Документ определил условия, при
соблюдении которых "виртуальные операторы" смогут начать работать. В
мае 2009 г.
компания "Народный мобильный телефон" получила первую в России
лицензию, и таким образом эту компанию можно позиционировать как первый в
России «легальный» виртуальный оператор. Но для полной легализации виртуальных
операторов в России потребуется еще ряд изменений в законодательстве.
По мнению аналитиков, легализация бизнес-модели MVNO,
безусловно, послужит толчком развитию данного сегмента телеком-рынка. Другими
важными драйверами станут запуск сетей 3G на большей части территории России и
развитие рынка мобильного контента. Появления контент-ориентированных MVNO
следует ожидать уже в 2009 – 2010 годах. Такие компании будут ориентироваться
на премиум-сегменты пользователей, которым будут предлагать высокодоходные
дополнительные услуги. Возможные кандидаты в этом сегменте – контент-провайдеры
и агрегаторы, а также медиа-компании. По прогнозам J'son & Partners
Consulting к 2012 году доля абонентов MVNO в совокупной абонентской базе
сотовых операторов достигнет 2,3%.
По материалам CyberSecurity