Продажи мобильников упали, смартфоны выросли на треть
Мировые продажи смартфонов во втором квартале 2009 г. выросли по
сравнению с аналогичным периодом прошлого года практически на треть. В
то же время мобильный рынок в целом показал отрицательную динамику.
Мировые продажи мобильных телефонов во 2-м квартале 2009 г.
составили 286,1 млн штук, что на 6,1% меньше в сравнении с аналогичным
периодом прошлого года. Между тем, за указанный период было продано 40
млн смартфонов, что на 27% больше по сравнению со 2-м кварталом
прошлого года, сообщает Gartner. По данным аналитиков, смартфоны
являются самым быстрорастущим сегментом рынка мобильной электроники.
«Несмотря на сложную экономическую обстановку, некоторые устройства
пользуются повышенным спросом, - рассказывает директор по исследованиям
Gartner Каролина Миланеси (Carolina Milanesi). - Одни
потребители, которые обычно приобретали стандартные устройства среднего
ценового диапазона, обратились к более дешевым моделям. Другие — к
более технологичным устройствам, рассматривая их как более эффективное
вложение денежных средств. Основным драйвером смены телефонов стал
высокий спрос на устройства с сенсорными экранами и физическими
клавиатурами».
Пятерка крупнейших игроков рынка осталась прежней. На первом месте — Nokia.
Доля компании за год сократилась с 39,5% до 36,8%. Всего в период с
апреля по июнь Nokia реализовала 105,41 млн трубок против 120,35 млн
годом ранее. Портфолио компании смещено в сторону бюджетных телефонов.
Новый флагманский смартфон Nokia N97 был встречен без особого
энтузиазма. Всего с июня, когда смартфон поступил в продажу, компания
поставила дистрибьюторам 500 тыс. N97. Аналитики проводят сравнение с
Apple iPhone 3G S, 1 млн экземпляров которого был распродан за первый
уик-энд. «Компании Nokia необходим успешный высокотехнологичный
аппарат, ей необходимо сфокусироваться на сервисах и контенте. Эти три
вещи жизненно необходимы для нее, если она хочет реабилитировать свой
бренд и удовлетворить ожидания инвесторов», - комментирует Миланеси.
Доля Samsung во 2-м квартале 2008 г. увеличилась с 15,2% до 19,3%.
Компания реализовала 55,43 млн аппаратов, добилась успеха благодаря
смартфонам с сенсорными экранами и клавиатурами, которые пользовались
спросом в развитых государствах. По мнению аналитиков, разрыв между
Samsung и Nokia со временем будет сокращаться.
Доля LG увеличилась с 8,8% до 10,7% (30,50 млн проданных
устройств). LG «выехала» на развивающихся рынках, включая Китай.
Motorola и Sony Ericsson по итогам квартала заняли 5,6% и 4,7% мирового
рынка в численном выражении. За год их доли сократились 4,4 и 2,8
процентных пункта соответственно. Основной объем продаж Motorola
приходится на Америку. В Западной Европе, например, компания продала
менее 1 млн устройств из общего объема в 15,95 млн.
Несмотря на, казалось бы, несущественную потерю доли компанией Sony
Ericsson, за год ее поставки сократились на целый 41%. Эксперты
указывают на слабый модельный ряд вендора — отсутствие новых телефонов
с клавиатурками, поддержкой расширенной функциональности для общения,
переписки, веб-серфинга и навигации.
Пятерка крупнейших производителей смартфонов выстроилась следующим
образом. На первом месте Nokia с долей 45% (минус 2,4 процентных пункта
за год), RIM с долей 18,7% (+1,5 пункта), Apple с долей 13,3% (+10,5),
HTC с долей 6% (+1,9) и Fujitsu с долей 3% (-0,3).
Продажи Appleвыросли за счет того, что в прошлом году компания вывела iPhone в новые
регионы. Этот шаг принес существенный положительный эффект. Всего в
период с апреля по июнь 2009 г. компания продала 5,43 млн смартфонов,
это на 509% больше по сравнению с аналогичным периодом прошлого года.
Компания занимает третье место среди крупнейших производителей
смартфонов с 3-го квартала 2008 г. Между тем, iPhone 3G Sпока не дал существенных результатов в плане позиции вендора, так как
полномасштабные продажи новинки начнутся лишь во 2-й половине года.
4-ю позицию, также с 3-го квартала 2008 г., занимает HTC. Компания изменила свой прогноз по выручке на 2009 г. в худшую сторону.
Что касается мобильных операционных систем, расклад следующий:
Symbian – 51% (против 57% годом ранее), Android принадлежит менее 2%
рынка, доля операционной системы Microsoft продолжает сокращаться. Во 2-м квартале доля Windows Mobile составила 9%.
Во 2-м квартале произошло важное событие — в продажу вышел Palm Pre.
«Устройство получило исчерпывающее внимание со стороны прессы, однако в
финансовом плане показало смешанные результаты, - рассказывает старший
аналитик Gartner Роберта Косса (Roberta Cozza). - Продажи
устройства достигли всего лишь 205 тыс. штук. В настоящее время Palm
занимает 10 место среди поставщиков смартфонов». Аналитики не меняют
своего отношения к смартфону и продолжают сомневаться в том, что он
будет пользоваться высоким спросом за пределами Штатов, где бренд Palm
плохо известен.
«В оставшуюся часть 2009 г. производители мобильников должны
концентрироваться на возможностях, которые пользуются наибольшим
спросом у пользователей и операторов, включая сенсорных экраны,
продуманные пользовательские интерфейсы и экосистемы
приложений/контента. Кроме того, производители должны бороться за
расположение операторов», - заключает Миланеси. «В остаток года мы
ожидаем увеличения конкуренции. Ее будут подстегивать операторы связи,
которые начинают продавать e-книги, нетбуки и так далее. В итоге
вендоры будут вынуждены создавать высокофункциональные устройства по
настолько низкой цене, насколько это будет возможным».