Рост расходов по картам после COVID-19 неизбежен?

В 2020 году рост карточных расходов во всем мире сдерживался сложной ситуацией в экономике, однако базовые тенденции свидетельствуют о наличии позитивного прогноза для сектора платежных карт.

Объем расходов по картам в мире достиг 35 трлн долл. США

В отчете компании RBR «Global Payment Cards Data and Forecasts to 2025» («Мировой рынок платежных карт и прогноз на период до 2025 года») отмечаются продолжающийся процесс отказа потребителей от наличных, более широкое использование бесконтактных технологий и рост эмиссии платежных карт. По данным отчета, в 2019 году общая сумма платежей по картам составила 35 трлн долларов, что на 13% больше, чем в предыдущем году. При этом крупнейшим рынком платежных карт, безусловно, является Китай, на долю которого сейчас приходится почти половина мирового объема расходов по картам.

Инициативы по расширению доступа к финансовым услугам полезны развивающимся рынкам

Расходы по картам в странах с развивающейся экономикой быстро растут на фоне увеличения эмиссии карт. Особенно здесь выделяются Нигерия, Египет и Вьетнам, однако внедрение программ расширения доступа к финансовым услугам во многих странах ведет к росту карточной эмиссии по мере того, как все больше людей охватываются банковскими услугами.

Существуют и другие факторы для роста. Например, в Казахстане, где расходы по картам выросли вдвое, наблюдается заметное увеличение объема покупок в интернете. На электронную коммерцию приходятся впечатляющие 69% карточных платежей в стране, тогда как во всем мире средний показатель составляет всего 19%.

У сектора кредитных карт в Китае остается потенциал для роста

В 2019 году расходы по дебетовым картам выросли на 16%, и поскольку они все чаще используются для повседневных расходов, на эти карты приходится наибольшая доля расходов в мире. Хотя оплата дебетовыми картами прочно вошла в практику на большинстве развитых платежных рынков, есть регионы, где у них остается еще много возможностей для более широкого распространения, особенно на Ближнем Востоке и в Африке. В свою очередь, программы расширения доступа к финансовым услугам и отказ от использования наличных продолжат стимулировать рост.

Расходы по кредитным и предоплаченным картам увеличились на 10%, причем предоплаченным картам пошли на пользу инновации в секторе финансовых технологий, а также активизация их использования для начисления зарплат, электронной коммерции и выплат из госбюджета. В Латинской Америке предоплаченные карты набирают обороты, и ожидается, что в течение следующих пяти лет они станут там самым быстрорастущим типом карт с точки зрения объема расходов.

В целом, однако, из всех типов карт самый значительный рост расходов в следующие пять лет продемонстрируют кредитные карты за счет неиспользованного потенциала Китая. Хотя в последние годы в КНР произошел взрывной рост платежей по QR-коду через WeChat Pay и Alipay, местный рынок кредитных карт постепенно набирает обороты. Все большее число китайских потребителей предпочитают использовать кредитные карты для оплаты приобретаемых в рассрочку дорогостоящих товаров, которые в противном случае граждане просто не смогли бы себе позволить.

5%-ный рост расходов по картам в 2020-м значительно ниже, чем в последние годы

Влияние, оказанное COVID-19 на рынок платежных карт, неоднозначно. Платежные карты выиграли от некоторых преобладавших в период кризиса тенденций, таких как впечатляющий рост бесконтактных платежей, повсеместный отказ от использования наличных денег по соображениям гигиены и переход к онлайн-покупкам, однако противодействующим фактором стал экономический шок, вызванный пандемией. С учетом всех этих факторов RBR оценивает рост расходов по картам в прошлом году на уровне всего 5%, что значительно меньше роста на десятки процентов, наблюдавшегося в последние годы.

Объем покупок в мире, 2019–2025 гг. (трлн долл. США)

Источник: Global Payment Cards Data and Forecasts to 2025, RBR.

Когда пандемия COVID-19 в конечном итоге пойдет на убыль, потребители по-прежнему будут предпочитать рассчитываться картами в точках продаж, как и во время пандемии. Точно так же рост электронной коммерции, ставший долгосрочной тенденцией, ускоренной пандемией, будет способствовать увеличению объема расходов по платежным картам.

Как считает руководитель исследования RBR Global Payment Cards Data and Forecasts to 2025 Дэниел Доусон (Daniel Dawson), «продолжающиеся изменения в поведении потребителей во всем мире и успех мер по расширению доступа к финансовым услугам в развивающихся странах указывают на наличие значительных возможностей для дальнейшего роста объема расходов по картам, который мы ожидаем в постпандемическом будущем».

Подписывайтесь на наши группы, чтобы быть в курсе событий отрасли.

Перейти к началу страницы

Подпишитесь на новости индустрии

Нажимая на кнопку "подписаться", вы соглашаетесь с


политикой обработки персональных данных