M-Pesa стала экосистемой благодаря успеху мобильных денег в Африке
Об этом заявил руководитель направления качественных исследований по странам Sub Saharan Africa в компании Kantar Сергей Шейхетов на 10-м Международном ПЛАС-Форуме «Дистанционные сервисы, мобильные решения, карты и платежи».
В выступлении он рассказал о работе в столице Кении Найроби так называемой Силиконовой саванны, специалисты которой трансформируют экономику страны с помощью мобильных денег.
Так, С. Шейхетов рассказал о распространенности в Кении платежной системы для мобильных денег M-Pesa, который в настоящее время используют почти все население Кении – 25 млн человек являются пользователями мобильных денег.
Оборот средств через систему достигает несколько сотен миллиардов долларов. Подобную популярность С. Шейхетов связал с возможностью посылать и занимать через M-Pesa деньги, снимать кеш, покупать мобильное время, использовать систему платежей вне зависимости от места нахождения, а также проверять состояние счета.
M-Pesa, как отметил спикер на 10-м ПЛАС-Форуме, удалось победить наличные и изменить менталитет людей благодаря трех основным факторам – достижению критической массы пользователей, простоте мобильного интерфейса и развитию агентской сети.
Говоря о достижении критической массы пользователей, С. Шейхетов отметил, что подразделение компании Safari.com изначально хотела сосредоточиться на одном сегменте клиентов – так называемых мелкорозничных «народных предпринимателях», которые не являются пользователями традиционных банковских услуг из-за своего нефорамального статуса.
Но Safari использовала логику развития соцсети, где необходимы, как минимум, два участника (создатель и потребитель контента) и стало таргетироать все население, включая проживающих в сельской местности.
Простота мобильного интерфейса также сделала мобильные деньги популярными, обратил внимание С. Шейхетов. Так, пользователю для перевода достаточно ввести номер, сумму и пароль. Вся процедура занимает не более 10 секунд, предоставляя возможность моментального подтверждения транзакции и максимальную прозрачность.
Кроме того, в M-Pesa используется функция hakikisha (подтверждение), которая позволяет в течение 25 секунд нажатием любой клавиши отменить транзакцию.
Наконец, Safari.com развивала агентскую сеть по всей Кении. В результате мелкий бизнес стал партнером и начал активно пользоваться M-Pesa.
Становлению M-Pesa как экосистемы способствовала реклама, объясняющая, что мобильные деньги являются альтернативой наличным, стагнация традиционных платежных сервисов (карточек), возможности микрокредитования и получения мобильного кредита до 6% в день за 20-30 минут (MShwari), площадка для интернет-торговли (Masoko).
С. Шейхетов также отметил, что в рамках дальнейшей работы Safari.com подписала соглашения с Western Union и Ali Express.
По материалам PLUSworld.ru