![Количество просмотров Количество просмотров](/local/templates/plus_new/images/eye-count.png)
В России растет количество пользователей смартфонов с поддержкой технологии NFC
![В России растет количество пользователей смартфонов с поддержкой технологии NFC В России растет количество пользователей смартфонов с поддержкой технологии NFC](/upload/iblock/e40/3m3nl1ege5cwxia3pg52or4zu71ly6kz.jpg)
При этом в компаниях отмечают, что доля NFC-смартфонов в продажах растет медленно. Представитель «Связного» Мария Заикина сообщила, что в 2015 г. она составила 18% (годом ранее – 16%). По ее данным, за 2015 г. было продано на 4% больше NFC-смартфонов (4,7 млн), чем годом ранее, а выручка от их продаж в рублях (более 115 млрд руб.) увеличилась на 36%. Почти такие же данные у «Евросети»: в 2015 г. на NFC-смартфоны пришлось 19% продаж умных телефонов в России – на 2 п. п. больше, чем годом ранее, говорит директор департамента телекоммуникационных проектов и дополнительных услуг Мария Шалина.
«Вымпелком» объясняет свою заинтересованность в технологии бесконтактной оплаты желанием повысить лояльность «высокодоходных» абонентов. У пользователей сервисов мобильной коммерции ниже отток, чем в среднем по базе, больше остаток на счетах, они активнее потребляют услуги связи, у них больше ARPU (средняя выручка на пользователя), перечисляет представитель оператора Анна Айбашева.
В сентябре 2015 г. МТС, «Вымпелком» и «Мегафон» сообщили о начале работы сервиса «Мобильный билет» в партнерстве с Московским метрополитеном. Абоненты этих операторов могут оплачивать проезд с мобильного счета, поднося телефон к турникету. Сейчас у этого сервиса более 7000 пользователей и в среднем ежемесячно они совершают более 4000 транзакций для оплаты проезда, говорит представитель «Мегафона» Юлия Дорохина.
МТС планирует предоставлять услуги бесконтактных платежей: абоненты получат возможность загружать в удаленном режиме приложения банковских карт, проездных и скидочных купонов. Таким образом МТС рассчитывает обеспечить «организационную и техническую основу для массового тиражирования бесконтактных платежных сервисов с использованием технологии NFC», отмечает представитель оператора Дмитрий Солодовников. Оператор хочет запустить этот проект в первой половине 2016 г. Возможности запуска подобных проектов рассматривает и «T2 РТК холдинг» (бренд Tele2), рассказал представитель оператора Константин Прокшин. По его словам, сейчас в сети Tele2 работает 5% устройств с поддержкой технологии NFC, за 2015 г. эта доля выросла на 3,5 п. п.
Наличие в смартфоне технологии NFC не играет решающей роли при выборе устройства, утверждает Заикина, поскольку для ее широкого использования еще не создана инфраструктура. Терминалы с поддержкой NFC сейчас можно встретить в кафе и магазинах – там, где можно не спеша расплатиться обычной картой, замечает она. Там же, где наличие быстрой бесконтактной оплаты действительно важно (например, в транспорте), сервисы есть только в нескольких городах и далеко не всегда пользуются популярностью, говорит представитель «Связного».
Большинство крупных розничных сетей в России уже перешли на терминалы с NFC-приемниками, такими как MasterCard PayPass и Visa PayWave, сообщил партнер EY Юрий Гедгафов. По оценке EY, такими терминалами оборудовано уже более 3000 торговых точек. На этих же терминалах можно расплачиваться и смартфонами с NFC, однако серьезным барьером для распространения этой услуги среди абонентов стала сложная система авторизации платежа, считает Гедгафов. Есть два типа авторизации: с помощью специальной sim-карты либо по технологии HCE (Host Card Emulation), позволяющей смартфону эмулировать банковскую карту. Операторы пытаются развивать первый вариант, но он требует замены sim-карты. Поэтому основной рост придется на приложения с HCE, такие как Qiwi Wallet, Android Pay или Apple Pay, прогнозирует Гедгафов.