19.04.2013,
12:56
340
Безналичные платежи в Интернете: проблемы и перспективы
В подмосковном пансионате "Поляны" состоялось главное весеннее мероприятие Рунета — конференция "РИФ+КИБ 2013", на которой обсуждались...
В рамках конференции проводилась самая представительная дискуссия в истории отечественного платежного рынка "Безналичные платежи в Интернете: новые горизонты", в которой приняли участие представители российских электронных "кошельков", процессинговых центров, агрегаторов платежей, представительств международных платежных систем: Mastercard, Visa, American Express, а также компаний PSP и агрегаторов: Uniteller, ASSIST, ChronoPay, Payonline, PayU, Platron, "КиберПлат" и электронных платежных систем: QIWI, RBK Money, Robokassa, WebMoney, Деньги Онлайн, Деньги@Mail.ru, "Яндекс.Деньги", PayPal, и др.
В ходе Открытия РИФ+КИБ – в ежегодном обзорном докладе директора РАЭК Сергея Плуготаренко была представлена концепция совершенно нового отраслевого проекта: Стратегии развития интернета в России на период 2013-2018 гг.
Итогом работы круглого стола стала резолюция участников рынка, в которой участники обобщили оценки размеров и потенциал рынка, перечень факторов, стимулирующих и сдерживающих рост безналичных платежей в Интернете, а также подходы к общеотраслевым стандартам, единое видение терминологии, предложения ведущих компаний рынка безналичных платежей участникам рынка электронной коммерции и государственным органам власти.
"Мы уже не первый раз, в том числе и на РИФе, выступаем с общеотраслевых позиций, - сказал генеральный директор Uniteller Алексей Богаткин. – Но в этот раз мы делаем акцент на обсуждении проблем с ведущими участниками рынка. Однако надеемся, что подобные мероприятия станут доброй традицией".
Очень приятно отметить, что в условиях высокой конкуренции, насыщения и даже "перегрева" рынка предложениями от сервис-провайдеров была организована такая представительная встреча, на которой у ключевых игроков российского рынка безналичных платежей появилась возможность рассказать об актуальных вопросах и проблемах, и получить от коллег и партнеров незамедлительную обратную связь.
"Только постоянный конструктивный диалог всех участников рынка и государства могут дать результат и сделать безналичные платежи в Рунете привычным, удобным, популярным и безопасным способом оплаты любых товаров и услуг", – отметила директор по маркетингу Процессингового центра PayOnline Ольга Корнеева.
По мнению коммерческого директора PayOnline Бориса Кривошапкина, перед всеми участниками рынка сегодня стоит целый ряд задач, каждая из которых важна и актуальна.
"Во-первых, мы должны совместно вовлекать как владельцев банковских карт, так и торгово-сервисные предприятия в коммерческие отношения в сети Интернет и, соответственно, в безналичные товарно-денежные отношения.
Однако эффективное вовлечение и построение долгосрочной надежной инфраструктуры рынка электронной коммерции в России невозможно без совместных усилий сервис-провайдеров в направлении стандартизации предоставляемых предприятиям электронной коммерции услуг, – сказал Борис Кривошапкин.
По его словам, стандартизация платежных услуг и условий их предоставления "позволят сделать рынок более прозрачным, понятным для клиентов – а значит, более привлекательным как для малых, так и для крупных предприятий".
Условия предоставления платежных услуг – это еще одно направление, в котором предстоит двигаться российским игрокам рынка безналичных платежей в Интернете.
В условиях высокой конкуренции и высокого уровня осведомленности клиентов о том, как осуществляется прием платежей на сайте, сухое предоставление программного решения становится недостаточным для захвата или удержания лидерских позиций на рынке. "Программную платформу сегодня нужно продавать "завернутой" в качественный сервис, который включает в себя качественную службу поддержки самого интернет-магазина и его плательщиков, удобные пользовательские интерфейсы, оперативную статистическую информацию, адаптацию программных решений под особенности бизнеса клиента и многое другое", - уточнил Б. Кривошапкин.
В 2000-х годах российский рынок электронной коммерции и связанный с ним рынок безналичных платежей в Интернете показывали стабильно высокую динамику роста.
А за последние 3-4 года они пережили настоящий "взлет", что не замедлило сказаться на количестве игроков рынка и уровне конкуренции между ними.
Если в 2000 г. компании, предоставляющие интернет-магазинам услуги организации приема платежей на сайте, можно было пересчитать по пальцам, то сегодня в Рунете уже сотни компаний декларируют оказание услуг по приему платежей.
Несмотря на то, что все участники круглого стола работают на одном и том же рынке безналичных платежей, они представляют разные его сегменты, а каждый сегмент рынка имеет свою специфику и свою проблематику.
Безусловно, первоочередной целью для всех сервис-провайдеров безналичных платежей является повышение уровня доверия к покупкам в Интернете и онлайн-оплатам в целом со стороны населения. Эта задача соответствует озвученной в марте Банком России стратегии развития Национальной Платежной Системы (НПС).
И только совместные усилия государства, банков, платежных сервис-провайдеров и участников рынка электронной коммерции способны создать действительно положительное отношение к безналичным платежам у конечных плательщиков.
А для этого работать придется не только в направлении развития платежной инфраструктуры и предоставления конкурентных условий приема платежей, но и, что самое главное, в направлении формирования цивилизованного и безопасного рынка, где качество платежных сервисов не падает в "демпинговых" войнах.
Одной из причин такого поведения участников рынка электронной коммерции является непонимание того, что платежный сервис – это сложная услуга, состоящая из множества компонентов, а не просто «канал» между интернет-магазином, банком и МПС.
Сервис приема онлайн-платежей включает в себя множество дополнительных услуг – fraud мониторинг, оценка рисков, поддержка плательщиков и многое другое – затраты на оказание которых также закладываются в стоимость услуг платежных сервис-провайдеров.
До российских предприятий электронной коммерции необходимо донести информацию о структуре услуг, которые им предоставляются, и объяснить, какие статьи расходов формируют конечную стоимость услуг организации приема платежей по банковским картам.
По материалам "РИФ+КИБ 2013"