17.03.2014,
12:22
184
Банки считают требования Банка России по защите банкоматов излишними
Банковское сообщество раскритиковало проект указания Центробанка, обязывающий кредитные организации переоснастить банкоматы в...
Как указывают банкиры, переоснащение банкоматов грозит участникам рынка миллиардными расходами.
Позиция банковского сообщества нашла отражение в письме за подписью председателя Национального совета финансового рынка (НСФР) Андрея Емелина, направленном председателю Банка России Эльвире Набиуллиной.
В настоящее время, согласно Положению ЦБ № 318-П, требование регулятора по обязательному распознаванию не менее четырех машиночитаемых защитных признаков банкнот действует только в отношении банкоматов с функцией рециркуляции. Для остальных устройств, где функции приема и выдачи купюр разделены, они носили рекомендательный характер. Однако после массовых атак фальшивомонетчиков в октябре 2013 года на банкоматы крупнейших банков ЦБ решил сделать обязательными требования о «четырех признаках» ко всем без исключения банкоматам. В письме Набиуллиной Емелин указывает, что такое требование существенно увеличит расходы банков. Затраты на апгрейд банкоматов, по подсчетам НСФР, составят несколько миллиардов рублей (из расчета, что один банк потратит около 30 млн рублей на переоснащение тысячи устройств). Всего на рынке сейчас работает 895 кредитных организаций. Самые крупные банкоматные сети у Cбербанка (50 тыс. устройств). У ВТБ24 — 11,5 тыс. банкоматов, у Росбанка около 3 тыс., у банка УРАЛСИБ — 2,9 тыс., у Альфа-банка — 2,8 тыс. Еще у 16 кредитных организаций число банкоматов превышает 1 тыс. устройств.
По последним данным ЦБ (на 1 октября 2013 года), в России установлено свыше 200 тыс. банкоматов. Как пишет Емелин, расходы на апгрейд банкоматов банки будут перекладывать на клиентов, что может выражаться в увеличении стоимости услуг для граждан (например, будут повышены кредитные ставки или комиссии). Как отмечает представитель НСФР, проект указания ЦБ не распространяется на платежные терминалы, которые могут накапливать фальшивые банкноты, что станет серьезным препятствием в борьбе с подделкой дензнаков. При этом среди терминалов есть те, что не только принимают купюры, но и выдают сдачу, что повышает риск роста фальшивомонетничества.
По данным J'son & Partners Consulting, число небанковских платежных терминалов также превышает 200 тыс. устройств. По словам банкиров, предлагаемое нововведение, будучи ограничено только банками, не решит в корне проблему оборота фальшивых купюр. При этом, как отмечают специалисты, сама банковская система всегда очень чутко и быстро реагирует на появление новых видов подделок путем усовершенствования «глубины» анализа уже контролируемых признаков подлинности купюр. Поэтому, по мнению Емелина, ЦБ стоит ввести переходный период для переоснащения банками устройств. Кроме того, банки не должны быть единственными, на кого распространяется действие проекта указания, считает глава НСФР.
Информационному порталу plusworld.ru удалось получить комментарий от главы НП "НСФР" Андрея Емелина. По его словам, данное обращение НСФР было направлено в Банк России еще в начале февраля. В ответ на него Департамент наличного денежного обращения ЦБ РФ оперативно отреагировал 5 марта 2014 г.: «… требование проверки 4 машиночитаемых признаков подлинности, имеющих разную физическую природу, обусловлено объективными фактами постоянного совершенствования поддельных денежных знаков, все более точной имитации отдельных признаков подлинности».
Также согласно этому сообщению, Банк России рассматривает варианты постепенного введения требования проверки 4-х машиночитаемых признаков, которые не потребуют от кредитных организаций и владельцев платежных терминалов значительных единовременных финансовых затрат.
По материалам Известия, ПЛАС