В Роскачестве рассказали, как отвечать телефонным мошенникам

По данным исследования «Тинькофф», в прошлом году 80% случаев похищения денег пришлось на социальную инженерию.

В Роскачестве рассказали, как отвечать телефонным мошенникам

Это почти на треть больше, чем в 2019 году. Как остановить телефонное вымогательство, поясняют эксперты Центра цифровой экспертизы Роскачества.

В 50% случаев граждане сами переводят деньги мошенникам, поддаваясь на уговоры по телефону, а в некоторых случаях даже берут кредиты (деньги, конечно, уходят мошенникам). Умело играя на эмоциях, злоумышленники способны заставить человека делать самые иррациональные вещи.

Как это ни странно, мошенники не очень-то оригинальны в своих речах: обновленные сценарии разговора встречаются только в 3% случаев вымогательства. 30% всех похищенных денег приходятся на неоднократно описанные в СМИ сценарии звонка от «службы безопасности банка» с предложением перевести деньга на безопасный счет. Выходит, граждане до сих пор не усвоили урок.

Почему же применение мошенниками социальной инженерии по телефону оказывается таким эффективным? Возможно, дело в том, что вы не видите, с кем разговариваете, а фокусируетесь только на голосе звонящего, который, путем мастерской манипуляции, интонациями и давлением на эмоции, может заставить ваше воображение нарисовать любую желаемую мошенником картину.

Как не стать жертвой социальной инженерии?Как обезопасить близких от таких «входящих»?

«Лучшим вариантом будет сразу прервать разговор, как только у вас возникнут хоть малейшие сомнения или вы услышите старую песню про “службу безопасности банка”. Это же касается и обновленной схемы с якобы звонком из полиции. Помните, что сотрудники полиции не обзванивают людей с целью рассказать про проблемы какого-то банка, да и сами сотрудники банка не будут звонить вам, чтобы уведомить о сомнительных переводах – они просто заблокируют вашу карту», — убежден Антон Куканов, руководитель Центра цифровой экспертизы Роскачества.

Как научиться давать отпор любому телефонному мошеннику-манипулятору? Рекомендации от экспертов Центра цифровой экспертизы Роскачества:

  • Не доверяйте входящим звонкам от незнакомцев, даже если звонят с номера вашего банка. Подменить номер с помощью специальных сервисов IP-телефонии сегодня просто как никогда.
  • Если у вас закралась хотя бы малейшая тень сомнения, что вас хотят обмануть – кладите трубку. Звонящий сразу начинает давить на эмоции? Говорит, что на вас взяли кредит/ вам нужно перевести деньги на защищенный счет / установить безопасное приложение на свой телефон / продиктовать код из СМС? Кладите трубку.
  • Вообще ничего не диктуйте по телефону незнакомому человеку, даже если он представился сотрудником банка или правоохранительных органов. Кладите трубку и перезванивайте сами по номеру на обороте карты или номеру полицейского участка.

«На сознание человека действуют, апеллируя к эмоциям, самая мощная из которых – это страх. История знает немало примеров, когда люди теряли свои накопления в один момент. Этот страх потери живет в памяти поколений и передается с «молоком матери». Стоит мошеннику уверенно надавить на этот страх, как логичность мысли отключается, человек действует как марионетка. Наиболее подвержены такому давлению люди пожилого возраста – они привыкли верить любой поступающей информации. Звонящему достаточно представиться сотрудником банка, и включается выработанная привычка верить и слушаться», – поясняет Нина Андриянова, психолог, сертифицированный НЛП-тренер.

Итак, если вы заметили, что от слов звонящего вы начинаете волноваться, у вас потеют ладони и путаются мысли — это признаки нагнетающегося страха. Дышите глубоко, чтобы сознание прояснилось, а страх отступил.

И просто кладите трубку.

Подписывайтесь на наши группы, чтобы быть в курсе событий отрасли.

Перейти к началу страницы

Подпишитесь на новости индустрии

Нажимая на кнопку "подписаться", вы соглашаетесь с


политикой обработки персональных данных