В России всплеск POS-кредитования на фоне обвала рубля
По мнению экспертов, граждане повторяют прошлогодние ошибки, активно скупая, правда, теперь уже на кредитные средства товары в торговых сетях. В условиях девальвации рубля и усугубляющегося экономического спада это может быть рискованным как для заемщиков, так и для банков.
О январском всплеске выдач POS-кредитов рассказали участники банковского рынка. Большинство банкиров из топ-5 игроков на рынке POS-кредитования (по версии Frank Research Group на 1 декабря 2015 года, ХКФ-банк, "Ренессанс кредит", Альфа-банк, ОТП-банк и Русфинанс-банк) это подтвердили.
Так, в ХКФ-банке и банке "Ренессанс кредит" сообщили, что в январе 2016 года выдано POS-кредитов на ту же сумму, что и в ноябре 2015 года (7 млрд руб. в ХКФ-банке и 3 млрд руб. в "Ренессанс кредите"). Декабрь для сравнения некорректен, так как на него приходится "высокий сезон в POS-кредитовании". В Альфа-Банке ожидают, что январские выдачи и вовсе превысят ноябрьские показатели. По словам директора по развитию массового сегмента Альфа-Банка Дмитрия Жиздюка, по итогам января банк прогнозирует выдачи на уровне 4 млрд руб., в ноябре прошлого года выдал таких кредитов на 3,6 млрд руб. В меньшинстве оказался Русфинанс-банк, выдавший в январе меньше POS-кредитов, чем в ноябре. Но, по словам директора департамента POS-кредитования Русфинанс-банка Александра Воронина, причина — специализация банка в том числе на кредитовании под покупку меховых изделий, спрос на которые (в том числе кредитный) традиционно растет в ноябре, но и он подтверждает тренд на активизацию кредитования покупок в торговых сетях в целом по рынку из-за существенного ослабления курса рубля, почти на 15% с начала года, почти до 84 руб./долл. по курсу ЦБ на 22 января.
По словам банкиров, особенно активно в январе граждане скупали электронику и бытовую технику как и в разгар обрушения курса рубля год назад, с той лишь разницей, что сейчас это все больше делается в кредит, а не за свой счет. Отмечают существенный рост спроса населения на электронику в январе и ритейлеры. "В этом году общерыночные продажи смартфонов за прошедший период в январе практически остались на том же уровне, что и в ноябре 2015 года. Годом ранее январь отставал от ноября более чем на 20%",— пояснили в "Евросети". "В 2016 году январь действительно стал очень активным месяцем с точки зрения POS-кредитования. Традиционно в январе наблюдается спад по сравнению с концом года, а в этом году объемы выдач кредитов в январе находятся на уровне октября--ноября, что нетипично для нашего рынка",— говорят и в "Связном".
По словам участников рынка, нетипичное поведение потребителей объясняется несколькими причинами. "Электроника и бытовая техника в основном импортные и из-за роста курсов валют могут подорожать быстрее других товаров, например мебели или одежды, что подогревает спрос",— поясняет зампред правления ХКФ-банка Александр Антоненко. "На фоне ослабления рубля некоторые ритейлеры уже повысили цены на 30-40%. В итоге многие граждане в ожидании очередного витка роста цен решили приобрести товары заранее",— согласен старший вице-президент по развитию банковских продуктов и маркетингу банка "Ренессанс кредита" Евгений Лапин.
Георгий Сосновский, Madison TMB Group Senior Consultant, bank retail в комментарии порталу PLUSworld.ru:
"Традиционные тренды POS-кредитования хорошо известны на профессиональном рынке, Рост объёмов начинается в конце августа/первой декаде сентября и называется Back to School, это пора продаж всякого рода гаджетов: планшетов, компьютеров, ноутбуков и телефонов, затем следует некоторая стабилизация в октябре , замес традиционно ноябрь даёт прирост порядка 10-15% и декабрь порядка 35-50%, зависит от года. Январь в этом тренде выглядит как правило как ноябрь за счёт высоких продаж первой декады января и продолжающихся праздников, затухающего тренда второй декады и снижения, причём как правило довольно существенного, третьей декады. Но в среднем получается уровень ноября. Это стандартный тренд. Очевидно, что сегодняшняя ситуация немного отличается, особенно в том, что экономика трудно предсказуема из за влияния большого количества значимых факторов, как внутренних так и внешних.
Второй момент заключается в том, что профиль клиента начиная со второй декады января значительно ухудшается, это, по идее, должно привести к ужесточению фильтра скоринга и соответствующему снижению уровня одобрения, то есть палению продаж. На фоне снижения доходов граждан и роста числа безработных, как зарегистрированных, так и не зарегистрированных, значительный всплеск продаж (хотя это не выглядит как всплеск исходя из тренда) может означать только одно: временное послабление в рисковой политике для привлечения объёмов, которое совершенно очевидно конвертируется в рост рисков и как следствие потерь. В то же время, продажи декабря для большинства ритейлеров были значительно ниже ожидаемых, и можно было бы списать на отложенный спрос, Однако в ситуации усложняющегося экономического кризиса и снижения возможностей для погашений, такой спрос ничего хорошего не несёт банкам."
По материалам КоммерсантЪ, PLUSworld.ru