Стратегия развития НПС 2021-2023: ключевые моменты
По ее словам, в фокусе внимания на ближайшие три года – три фактора: конкуренция, финансовая доступность и снижение издержек потребителей. При этом трехлетний срок реализации стратегии был выбран не случайно – с учетом стремительного развития технологий и платежной отрасли в целом более длительное планирование представляется нерациональным.
«Стратегия включает как принципиально новые инициативы, так и сохраняет ряд текущих проектов, развитие которых видится важным для рынка. Это обеспечивает преемственность предыдущего стратегического документа».Первая новая инициатива – это создание института небанковских поставщиков платежных услуг, которые смогут предлагать новые гибкие технологии и одновременно стимулировать действующих игроков. «Мы понимаем, что с точки зрения регулирования важно обеспечить равные условия для всех игроков, с тем чтобы не создавалось арбитража в этой деятельности. Планируем определить процедуры и критерии допуска, сформировать правовую базу и определить комплексную систему риск-ориентированного надзора за деятельностью этих организаций».
Второе новое направление – это внедрение открытых программных интерфейсов – открытых API, что позволит бесшовно и технологично совершат операции и обмениваться информацией по единым правилам при наличии согласия владельцев данных. Открытые API также являются инструментом развития конкуренции, не позволяя запирать клиентские данные и информации в рамках отдельных экосистем.
«До конца года мы планируем определить перечень обязательных и рекомендательных стандартов, которые будем обсуждать с рынком. До середины 2023 года планируем сформировать единые правила применения, а к концу – подготовить инфраструктуру для их поддержки».
Третья инициатива – создание новой платежной инфраструктуры цифрового рубля, которая, по словам Аллы Бакиной, должна дополнить существующие, но не заменить их.
Данная платформа обеспечит возможность широкого доступа к цифровому кошельку потребителя через любую финансовую организацию, в которой он обслуживается, позволит проведение расчетов в офлайн-режиме, а также снизит издержки для бизнеса. Таким образом, потребителям будут доступны три платежных инструмента – карты, СБП, цифровой рубль.
«До конца года мы планируем создать прототип, в следующем году начнем тестирование. Нам очень важно провести полноценное тестирование, проверить все сценарии, получить фидбэк, и по его итогам в конце 2022 года мы подготовим детальную дорожную карту по внедрению целевого решения».
Четвертое новое направление – это внедрение электронных платежных счетов, e-Invoiсing. Реализация проекта даст возможность юрлицам бесшовно выставлять счета и преобразовывать их в платежные распоряжения. В следующем году предполагается выход на пилот.
Также в стратегии предусмотрено дальнейшее развитие СБП, будут внедряться новые сервисы платежи в бюджет, взаимодействие с ГИС ЖКХ, возможность пополнения счетов наличными и пр.
Наконец, продолжится развитие системы финансовых сообщений, в первую очередь акцент будет делаться на расширении числа зарубежных участников. Также продолжится проект миграции на международный стандарт ISO 20022. «Важно, что переход глобальный, планы формируются сейчас во многих странах, и нам критически важно чтобы мы шли в ногу с мировым рынком», – резюмировала А. Бакина.
По материалам PLUSworld.ru