16.12.2013,
11:17
191
Совет Федерации: главные итоги года для финансовой сферы
Заместитель председателя Комитета Совета Федерации по бюджету и финансовым рынкам, член Национального банковского совета Николай...
1. Создание мегарегулятора и смена руководства ЦБ.
Новому Председателю Банка России Эльвире Набиуллиной удалось не только сохранить все лучшее, что было сделано ее предшественником Сергеем Игнатьевым за 11 лет работы, но и сделать несколько шагов, оказывающих серьезное влияние на финансовый сектор отечественной экономики. Хочу отметить усилия по созданию на базе Центрального банка мегарегулятора. Решение о его создании было обусловлено постоянным взаимодействием различных сегментов финансового рынка. При этом они работают по разным правилам, из-за чего возникает большое количество проблем, приводящих к дополнительным издержкам. Речь, в частности, идет о регулировании страхового рынка, деятельности негосударственных пенсионных фондов и паевых инвестиционных фондов – то есть организаций, имеющих непосредственное отношение к управлению средствами физических лиц. Для эффективного функционирования мегарегулятора, противостоянию возможным кризисным явлениям в финансовой сфере нужны не только организационные усилия. Необходимо законодательное обеспечение этого процесса, Совет Федерации со своей стороны оказывает ЦБ необходимую поддержку. Немаловажным являются шаги по управлению инфляцией и стимулированию экономического роста. В этом году Центральный банк начал рассчитывать «стоимость» своих финансовых инструментов не на основе ставки рефинансирования, а на основе ключевой ставки. Если первая равна 8,25 процента, то вторая держится на уровне 5,5 процента годовых, что должно оказать позитивное влияние на стоимость заемных средств для компаний реального сектора экономики.
2. Борьба с «грязными» и «дырявыми» банками.
Финансовые власти страны стремятся вывести из игры различные финансовые «прачечные». Самый показательный случай такой борьбы – отзыв лицензии у «Мастер-банка». ЦБ дал рынку четкий сигнал: величина банка, объем привлеченных средств населения не являются препятствием для наведения порядка. Это имеет важное значение не только для наведения порядка, четкого соблюдения законодательных норм. Криминальные структуры, представители теневого сектора экономики активно пользуются «обналичкой», уводя деньги из легального оборота, в том числе из-под налогообложения. Поэтому борьба с «грязными» банками – это в том числе один из путей пополнения бюджетов. Конечно, пресечение путей «обналичивания» ударит по некоторым банкам, для которых это является основным видом заработка, и они будут активно уходить с рынка. Вижу в этом процессе большой плюс. Отмечу, что в целом отечественная банковская система устойчива. Большинство банков – я говорю не только о крупных, но и о средних, небольших региональных банках – работают в рамках действующего законодательства, внимательно относятся к рискам, поэтому объективных оснований для «кризиса недоверия», подобного тому, что был в 2004 году, нет.
3. Охлаждение рынка потребительского кредитования, темпы роста объемов выданных потребительских кредитов упали с 60 до 20–25% в годовом исчислении. Ценовая доступность кредитов для населения не ухудшилась, а в ряде случаев (например, при кредитовании под залог) даже улучшилась. Но банки стали более серьезно подходить к оценке рисков. Сложнее стало получить заем клиентам с испорченной кредитной историей, банки уже активно не стремятся на рынок POS-кредитования (кредитования клиентов в торговых сетях): несмотря на высокую маржу, этот вид кредитования обладает повышенными рисками. Увеличение числа запрашиваемых документов у потенциального заемщика, в ряде случаев – увеличение доли собственных средств клиента при крупной покупке – все это тенденции на рынке. Задача финансовых властей – уменьшение рисков, связанных с необеспеченным кредитованием, имеет и социальной аспект: речь идет о недопущении высокой закредитованности домохозяйств. В противном случае при развитии негативных тенденций в экономике мы рискуем получить две проблемы: повышенную дефолтность по кредитам для банков и социальную напряженность в связи с невозможностью ряда заемщиков полностью обслуживать кредитные обязательства. Конечная цель всех усилий – снижение глобальных рисков в банковской системе России.
4. Повышение финансовой устойчивости банков через ужесточение требований к капиталу. В целом Россия неизбежно движется к внедрению системы регулирования банковского сектора «Базель III», одобренной странами «большой двадцатки». Ее суть заключается в повышение устойчивости банковского сектора через ужесточение требований к ликвидности, объему и качеству капитала кредитных организаций. Внедрение этих требований должно не только снизить риски возникновения проблем внутри банковского сектора, но препятствовать их перерастанию в экономические проблемы на национальном и международном уровне.
По материалам Совета Федерации