07.10.2022, 13:55
Количество просмотров 886

Сделки с криптовалютами подлежат налогообложению. Мнение и конкретные шаги ЕС. Это важно помнить на фоне восьмого пакета санкций

Власти ЕС приняли очередной, восьмой по счету, пакет антироссийских санкций, который предусматривает, помимо прочего, запрет на обслуживание криптокошельков граждан и резидентов РФ на территории ЕС. Новость очевидно неприятная, особенно для тех, кто недавно на волне паники выехал за пределы РФ. Теперь перестанет работать один из немногих каналов перевода средств за пределы РФ. Кроме того, данный запрет приведет к необходимости продажи цифровых валют, хранящихся на криптокошельках россиян, в результате чего с дохода от продаж криптовалют им придется заплатить налоги.
Сделки с криптовалютами подлежат налогообложению. Мнение и конкретные шаги ЕС. Это важно помнить на фоне восьмого пакета санкций

Согласно действующим в РФ налоговым правилам, доход граждан и резидентов РФ в любом случае должен облагаться налогом, и никаких исключений в этом смысле не предусмотрено, вне зависимости от того, возник ли доход от спекулятивных операций с криптовалютами или от их майнинга.

По мнению Андрея Тугарина, управляющего партнера GMT Legal, нет никаких оснований рассматривать операции с криптоактивами отдельно от операций с другими видами активов, с точки зрения налогообложения. Тем не менее, важно понимать правовой статус цифровой валюты в РФ, поскольку с точки зрения налогообложения по-прежнему отсутствует ясность в вопросе о том, являются ли цифровые активы имуществом или нет.

Отдельные законы трактуют цифровые валюты в качестве имущества. Это Федеральные законы «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путём, и финансированию терроризма», «О несостоятельности (банкротстве)», «Об исполнительном производстве» и Федеральный закон «О противодействии коррупции».

Тем не менее в Совете по кодификации и совершенствованию гражданского законодательства при президенте РФ считают, что приведенные выше положения не должны применяться, поскольку в соответствии со статьей 128 ГК РФ цифровая валюта не относится к имуществу.

Таким образом, тезис о том, что криптовалюту можно рассматривать в качестве имущества в России, на данном этапе не очевиден. Определить статус криптовалют должен помочь законопроект о цифровых валютах, который определяет цифровую валюту в качестве имущества. Тем не менее, какие бы положения не рассматривались в рамках этого законопроекта, надо понимать, что закон все еще находится на стадии рассмотрения.

Российское законодательство в настоящее время сформулировано таким образом, что взаимодействие между владельцами криптовалют и сервис-провайдерами сейчас непрозрачно для регуляторов. Не существует законов, которые позволяют проникнуть в эту область или регулировать ее. Тем не менее, когда цифровые активы конвертируются в фиатные деньги, которые попадают на расчетный счет в банке, существующие законы начинают эффективно работать.

Банки, являясь налоговыми агентами, могут передать информацию в ФНС, Росфинмониторинг и пр., после чего владельцу криптовалют придется доказать, что поступившие на расчетный счет деньги не являются доходом и не получены преступным путем. Тем не менее, если по расчетному счету в банке возникают зачисления от продажи криптовалют, то их сложно классифицировать иначе, как доход.

Здесь надо рассуждать, прежде всего, о доходах физических лиц, поскольку оборот криптовалют на территории РФ не допускается, равно как и расчеты в криптовалютах в рамках хозяйственной деятельности предприятий. Что же касается доходов физлиц, будь то от продажи криптовалют, то они облагаются налогом по ставке от 13% до 15%. Последняя применяется в том случае, если доход превышает 5 млн руб.

Но если опираться от предположения, что криптовалюты – это имущество, то для целей налогообложения необходимо опираться на положения статьи 210 НК РФ, которая напрямую отсылает нас к ст. 224 – в ней говорится, что для сделок с таким видом активов применяется ставка 13%.

ФНС, в свою очередь, приказом от 15 октября 2021 года вводит отдельную категорию дохода, которая называется доход от операций с цифровыми валютами, где указана конкретная ставка 13–15%

Что касается проекта об изменениях первой и второй части налогового кодекса, то они накладывают обязательства по раскрытию перед налоговыми органами информации об операциях с цифровыми валютами, а также информации о праве распоряжаться цифровыми валютами. Другими словами, раскрывать всю информацию о криптовалютах в собственности и сделках с ними. Указанные обязательства планируется применять в том случае, если оборот по операциям с цифровыми активами превысит за год 600 тыс. руб.

Тем не менее на сегодня находится еще одно упущение в сфере регулирования обращения криптовалют: их невозможно задекларировать, поскольку соответствующие механизмы не предусмотрены законодательством.

Впрочем, текущее законодательство предусматривает судебную защиту, если криптовалюты и операции с ними не были задекларированы. Согласно ст. 14 Федерального закона «О цифровых финансовых активах», налогоплательщик может рассчитывать на судебную защиту, если уведомит налоговые органы о фактах обладания, совершения сделок и операций с ними, а сами цифровые валюты не использовались в качестве средства оплаты за переданные товары, выполненные работы или оказанные услуги.

Таким образом, принципы налогообложения всем вроде понятны, но не прописаны в законодательстве в достаточной степени. В перспективе ясность может внести проект Федерального закона «О цифровой валюте», который предусматривает, кроме прочего, запрет на использование цифровых валют в качестве платежных средств и идентификацию владельцев криптовалют.

Рубрика:
{}Регуляторы
PLUSworld в соцсетях:
telegram
vk
youtube
ЕЩЁ НОВОСТИ