Сделки с криптовалютами подлежат налогообложению. Мнение и конкретные шаги ЕС. Это важно помнить на фоне восьмого пакета санкций
Согласно действующим в РФ налоговым правилам, доход граждан и резидентов РФ в любом случае должен облагаться налогом, и никаких исключений в этом смысле не предусмотрено, вне зависимости от того, возник ли доход от спекулятивных операций с криптовалютами или от их майнинга.
По мнению Андрея Тугарина, управляющего партнера GMT Legal, нет никаких оснований рассматривать операции с криптоактивами отдельно от операций с другими видами активов, с точки зрения налогообложения. Тем не менее, важно понимать правовой статус цифровой валюты в РФ, поскольку с точки зрения налогообложения по-прежнему отсутствует ясность в вопросе о том, являются ли цифровые активы имуществом или нет.
Отдельные законы трактуют цифровые валюты в качестве имущества. Это Федеральные законы «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путём, и финансированию терроризма», «О несостоятельности (банкротстве)», «Об исполнительном производстве» и Федеральный закон «О противодействии коррупции».
Тем не менее в Совете по кодификации и совершенствованию гражданского законодательства при президенте РФ считают, что приведенные выше положения не должны применяться, поскольку в соответствии со статьей 128 ГК РФ цифровая валюта не относится к имуществу.
Таким образом, тезис о том, что криптовалюту можно рассматривать в качестве имущества в России, на данном этапе не очевиден. Определить статус криптовалют должен помочь законопроект о цифровых валютах, который определяет цифровую валюту в качестве имущества. Тем не менее, какие бы положения не рассматривались в рамках этого законопроекта, надо понимать, что закон все еще находится на стадии рассмотрения.
Российское законодательство в настоящее время сформулировано таким образом, что взаимодействие между владельцами криптовалют и сервис-провайдерами сейчас непрозрачно для регуляторов. Не существует законов, которые позволяют проникнуть в эту область или регулировать ее. Тем не менее, когда цифровые активы конвертируются в фиатные деньги, которые попадают на расчетный счет в банке, существующие законы начинают эффективно работать.
Банки, являясь налоговыми агентами, могут передать информацию в ФНС, Росфинмониторинг и пр., после чего владельцу криптовалют придется доказать, что поступившие на расчетный счет деньги не являются доходом и не получены преступным путем. Тем не менее, если по расчетному счету в банке возникают зачисления от продажи криптовалют, то их сложно классифицировать иначе, как доход.
Здесь надо рассуждать, прежде всего, о доходах физических лиц, поскольку оборот криптовалют на территории РФ не допускается, равно как и расчеты в криптовалютах в рамках хозяйственной деятельности предприятий. Что же касается доходов физлиц, будь то от продажи криптовалют, то они облагаются налогом по ставке от 13% до 15%. Последняя применяется в том случае, если доход превышает 5 млн руб.
Но если опираться от предположения, что криптовалюты – это имущество, то для целей налогообложения необходимо опираться на положения статьи 210 НК РФ, которая напрямую отсылает нас к ст. 224 – в ней говорится, что для сделок с таким видом активов применяется ставка 13%.
ФНС, в свою очередь, приказом от 15 октября 2021 года вводит отдельную категорию дохода, которая называется доход от операций с цифровыми валютами, где указана конкретная ставка 13–15%
Что касается проекта об изменениях первой и второй части налогового кодекса, то они накладывают обязательства по раскрытию перед налоговыми органами информации об операциях с цифровыми валютами, а также информации о праве распоряжаться цифровыми валютами. Другими словами, раскрывать всю информацию о криптовалютах в собственности и сделках с ними. Указанные обязательства планируется применять в том случае, если оборот по операциям с цифровыми активами превысит за год 600 тыс. руб.
Тем не менее на сегодня находится еще одно упущение в сфере регулирования обращения криптовалют: их невозможно задекларировать, поскольку соответствующие механизмы не предусмотрены законодательством.
Впрочем, текущее законодательство предусматривает судебную защиту, если криптовалюты и операции с ними не были задекларированы. Согласно ст. 14 Федерального закона «О цифровых финансовых активах», налогоплательщик может рассчитывать на судебную защиту, если уведомит налоговые органы о фактах обладания, совершения сделок и операций с ними, а сами цифровые валюты не использовались в качестве средства оплаты за переданные товары, выполненные работы или оказанные услуги.
Таким образом, принципы налогообложения всем вроде понятны, но не прописаны в законодательстве в достаточной степени. В перспективе ясность может внести проект Федерального закона «О цифровой валюте», который предусматривает, кроме прочего, запрет на использование цифровых валют в качестве платежных средств и идентификацию владельцев криптовалют.