Госдума приняла в первом чтении законопроект об обязанности IT-компаний открыть филиалы в России
Госдума приняла в первом чтении законопроект, обязывающий крупные зарубежные IT-компании, работающие с российской аудиторией, открывать полноценные представительства в РФ.
Законопроектом предусмотрено, что владельцы информационных ресурсов, суточная аудитория у которых составляет более 500 тысяч российских пользователей, для работы в РФ должны будут создать филиалы или открыть представительства или учредить российские юридические лица, которые должны в полном объеме представлять интересы головных компаний и являться основным каналом взаимодействия российских регуляторов с ними на территории России.
Кроме того законопроектом предусмотрены дополнительные меры понуждения иностранных интернет-компаний к выполнению российского законодательства:
- информирование пользователей информационного ресурса о нарушении законодательства Российской Федерации;
- запрет на распространение рекламы об информационном ресурсе;
- запрет на распространение рекламы на информационном ресурсе;
- запрет на проведение платежей в адрес интернет-ресурса;
- запрет на поисковую выдачи;
- запрет на сбор и трансграничную передачу персональных данных;
- частичное или полное ограничение доступа к информационному ресурсу.
Документом предлагается создать механизм взаимодействия с зарубежными интернет компаниями на территории России, обеспечив для этого необходимую нормативную правовую базу.
В большинстве случаев требования российских государственных органов рассматриваются зарубежными компаниями их представительствами как выход за пределы юрисдикции РФ. Судебные и административные споры по таким вопросам приобретают политическую окраску, отмечается в пояснительной записке к законопроекту.
Несмотря на неосуществление деятельности на территории России де юре, де факто сервисы зарубежных ИТ-компаний используется гражданами РФ, им предоставляются услуги (в том числе платные или с условием просмотра ориентированной на российскую аудиторию рекламы), обрабатываются их персональные данные. Вместе с тем требования российского законодательства в сфере распространения информации иностранными компаниями не исполняются либо исполняются не в полном объеме
Авторы законопроекта поясняют, что действующее законодательство РФ не содержит прямой обязанности для Интернет-компаний, оказывающих информационные услуги российским гражданам, учредить на территории России юридическое лицо, уполномоченное действовать от имени такой компании, что позволяет им формально оставаться вне российской юрисдикции.
Таким образом, разработанный законопроект призван упорядочить работу массовых иностранных интернет-сервисов в РФ, обеспечить защиту российских пользователей от возможного деструктивного воздействия.
Законопроект был внесен в Госдуму 21 мая группой членов думского комитета по информполитике и сенатором Алексеем Пушковым. Документ получил поддержку правительства РФ, Банка России и Федеральной антимонопольной службы. Под действие закона в случае принятия могут подпасть Facebook, Instagram, Twitter, TikTok, Google AdWords, YouTube, WhatsApp, Viber, Telegram, Steam.
По материалам Госдумы