По сообщению зампреда ВТБ24 Екатерины Петелиной, крупнейшие игроки, в числе которых Сбербанк и ВТБ, обратились в Минфин и ЦБ с...
Изначально указанная норма закона о НПС, обязывающая банки в течение суток возмещать клиенту ущерб от несанкционированного списания средств с их счетов, должна была заработать с начала 2013 года. Но по инициативе госбанков, которые заявили о неготовности работать по новым правилам, вступление в силу этой нормы было отложено на год. Таким образом, она начнет действовать через три с половиной месяца, но банковское сообщество по-прежнему настаивает на необходимости ее корректировки. На данный момент в случае несанкционированного списания денежных средств со счета клиента банк сначала инициирует расследование и только потом выплачивает клиенту компенсацию. "Если же банк прежде будет обязан возместить клиенту ущерб, а потом выяснит, что данная операция не являлась мошеннической, то непонятно, каким образом возвращать обратно выплаченную клиенту сумму", — говорит Петелина.
Поэтому, по ее мнению, банкам необходимо дать 10 дней, чтобы иметь возможность разобраться в ситуации. "Мы поддерживаем дух закона, направленный на усиление контроля со стороны клиентов за своими операциями и на урегулирование системы обмена информацией с банком. Но мы не поддерживаем букву закона. Опасаемся, что она сыграет на руку мошенникам, которые на этом не совсем продуманном механизме смогут с банков требовать большие деньги. Это значит, что добросовестным клиентам придется платить за мошенников", — поясняет позицию банкиров представительница ВТБ24.
Наряду с этим банковское сообщество предложило прописать в законе ответственность клиента за получение уведомления о совершенной операции, а также четко определить их способы. Банкиры настаивают, что после получения клиентом сообщения о списании средств, тому достаточно суток для того, чтобы заявить о своем несогласии с операцией. По истечении этого срока, считают в кредитных организациях, в возвращении денег клиенту должно быть отказано. Кроме того, банкиры хотят застраховать себя от технических неполадок. Ведь клиент всегда может сказать, что не получал уведомления. "Исходя из норм, содержащихся в законе, может получиться так, что банк свое обязательство по уведомлению клиента выполнит, например, посредством SMS, но клиент его не получит по той или иной причине. Например, сообщение придет с задержкой, мобильный телефон будет разряжен и прочее", — отмечает Петелина.
В минувшую пятницу вопрос о сроках поднимался на совещании рабочей группы Минфина по совершенствованию банковского законодательства, которая занимается разработкой поправок. Но пока, судя по всему, инициатива банкиров не находит поддержки. Наоборот, финансовое ведомство нацелено поддержать клиентов кредитных организаций. "В текущей версии закреплено увеличение срока, в течение которого клиент вправе сообщить банку о своем несогласии с проведенной операцией, с одного до 30 дней. Однако данная версия не является окончательной, в течение месяца рабочая группа Минфина по совершенствованию банковского законодательства будет ее дорабатывать с учетом поступивших предложений", — сообщил замминистра финансов Алексей Моисеев.
По материалам Известия