ScrumTrek провела исследование Agile-трансформации в 2019 году
Компания ScrumTrek, которая специализируется на внедрении Agile-подходов, провела очередное ежегодное исследование об особенностях внедрения гибких методологий управления в России. Фокусом исследования в 2019 году стал вопрос «Как и насколько успешно российские организации проводят Agile-трансформацию?»
Оно, в частности, показало, что больше всего специалистов (Scrum-мастеров, владельцев продуктов и Agile-коучей), вовлеченных в Agile-трансформацию, в финансовой отрасли.
Основная цель, которую преследуют компании, решающиеся на Agile-трансформацию, — ускорение поставок и выхода продуктов на рынок. Эту цель в 2019 году реализовали 55% участников исследования. При этом успешное достижение этого результата отмечается 47% респондентов уже на этапе пилотирования, 60% — на этапе внедрения во всей организации, 75% — после внедрения Agile.
Повышение качества продуктов примерно одинаково во всех отраслях: 43–48% респондентов отметили существенный рост качества. Представители финансовой и телекоммуникационной отраслей предъявляют к этому показателю повышенные требования (61–62%), поэтому их ожидания здесь не оправдываются. Однако если говорить о повышении мотивации сотрудников и прозрачности ведения проектов, то в отношении этих параметров фиксируется превышение ожиданий представителями всех отраслей и компаний с любым опытом работы с Agile.
Два наиболее заметных улучшения, которые отметили люди после перехода на Agile, — прозрачность работ и управление часто меняющимися приоритетами. Причина — в том, что любой Agile-подход предполагает визуализацию работ и итеративность.
Чаще других свои главные цели по приоритетным направлениям достигают компании из IT-сектора.
В финансовой отрасли совпадение целей и достижений не такое впечатляющее, однако такая ключевая задача как согласование бизнеса и разработки успешно достигается.
Финансы | |
Топ-5 целей | Топ-5 достижений |
1. Качество | 1. Управление изменениями |
2. Согласовать бизнес и IT | 2. Прозрачность |
3. Скорость | 3. Согласовать бизнес и IT |
4. Управление изменениями | 4. Скорость |
5. Прозрачность | 5. Мотивация |
41% компаний переходят от пилотирования Agile к масштабированию на всю организацию за год или быстрее, 42% компаний — успешно завершают трансформацию за 2–3 года.
По сравнению с 2018 годом вдвое выросло число респондентов, отметивших высокий уровень компетенции в Agile всей организации, имея соответствующий опыт не больше трёх лет (с 2,2 до 5%). Это может указывать на то, что трансформации начинают проходить быстрее. В IT по-прежнему высока (33%) доля компаний, начавших применять Agile лишь год назад; среди компаний из других отраслей доля таких организаций 52%.
Проводить Agile-трансформацию компаниям из всех отраслей мешают практически одни и те же факторы: недостаточный опыт, корпоративная культура, недостаточное обучение (особенно в IT и производственных компаниях), низкий уровень сотрудничества (особенно в телеком-компаниях).
Что касается факторов, которые, согласно ответам респондентов, помогают внедрению Agile, то в IT успеху масштабирования способствуют поддержка большинством сотрудников и согласованность процессов и практик; в финансовой сфере — внутренние тренинги и собственные Agile-коучи; в телекоме — внешние тренеры и консультанты.
Самый популярный Agile-подход в России — Scrum (43%); при этом с ростом зрелости в Agile процент компаний, использующих Scrum, становится чуть выше. Доля применения собственной комбинации существующих Agile-подходов — 26%, что почти в 2 раза превышает среднемировой показатель.
Что касается воспринимаемой эффективности различных методов, то Scrum и Kanban примерно с одинаковой вероятностью приводят к росту скорости поставки продуктов: до 66% респондентов из зрелых в Agile компаний наблюдают заметный рост. Собственный Agile-подход помог достичь этой цели лишь 57% компаний (в IT — 45%). Этот показатель ещё ниже среди тех компаний, кто пилотирует Agile: Scrum принёс ускорение 51% респондентов из начинающих компаний, Kanban и собственный подход — 43%.
Что касается методов масштабирования на всю организацию, здесь на первом месте (35%) Scrum-of-Scrums (SoS): этот достаточно простой подход значительно чаще практикуют небольшие компании, имеющий небольшой опыт применения Agile. На втором месте — собственные подходы (29%).
На третьем месте — Scaled Agile Framework® (SAFe®): популярность этого метода выросла на 61% по сравнению с 2018 годом (сейчас составляет 19%). Если в 2017–2018 гг. компании всех размеров одинаково активно применяли и SAFe®, и Large-Scale Scrum (LeSS), то в 2019 году популярность SAFe® оказалась гораздо значительнее по сравнению с LeSS (10,3%). При этом именно среди более крупных и зрелых компаний особенно заметно превосходство SAFe (в полтора-два раза по сравнению с LeSS). Судя по всему, крупные российские компании делают ставку на SAFe®.
В мире иное распределение популярных методов масштабирования Agile: первое место — SAFe® (30%), второе — SoS (16%), собственный подход всего у 8%.
По материалам ScrumTrek