22.08.2019, 10:27
Количество просмотров 103

НАПКА: четверть должников МФО – работающие заемщики в возрасте 25-30 лет

Как показали результаты исследования СРО НАПКА, максимальное количество должников со сроком просрочки 90+ находятся в возрасте 25-30 лет – практически четверть от общего числа (24,3%), на втором месте – заемщики в возрасте 35-40 лет (17,9%), замыкают тройку лидеров категория 31-34 года (16,4%).
НАПКА: четверть должников МФО – работающие заемщики в возрасте 25-30 лет

Минимальное количество – в возрасте от 51 года и старше (51-60 – 8%, 61+ - 4%). Как видно из статистики, более 72% должников приходится на экономически активное население в возрасте от 25 до 40 лет.

Превалирование данных возрастов среди должников МФО объясняется их наибольшей активностью в потребительском плане и интенсивным развитием онлайн-сегмента микрофинансового рынка - в 2018 году около 45% договоров займа с МФО было заключено в онлайн-режиме. Именно эта категория считается более прогрессивной в использовании технологий, включая и финансовые. Так, например, проникновение Интернета среди тех, кому до 40 лет на текущий момент в России достигает 98%, среди более возрастной категории этот показатель не превышает 36%. .

За счет использования мобильных приложений они берут микрозаймы в целом значительно чаще, чем старшее поколение, но в меньших размерах. Так, например, в 25-40 года заемщики в среднем просят выдать им 6,7-8 тыс. рублей, а граждане старше 50 лет запрашивают суммы размером более 12 тысяч.

Интересно отметить, что платежная дисциплина также имеет определенную взаимосвязь с возрастом – у молодых людей на этапе взыскания просроченной задолженности со сроком 90+ она выше, чем у граждан зрелых возрастов. Напомним, что в сегменте микрозаймов просрочка сроком более 90 дней является по факту безнадежной и тяжело поддается взысканию из-за особенности клиентов. Из всех “безнадежных” должников МФО, погасивших долг в течение 1 полугодия 2019 г., возрастная категория 18-24 лет действовала активнее прочих - в 11,6% случаев взыскание заканчивалось возвратом средств (Диаграмма 2). Чуть менее активно работали со своей задолженностью пожилые люди старше 60 лет: они возвращали долг в 10,2% случаев. А хуже всех исполняют долговые обязательства перед МФО клиенты в возрасте 31-50 лет - несмотря на стабильный заработок и уже имеющиеся основы материального благосостояния.

По мнению экспертов, если среди более возрастной категории платежную дисциплину можно объяснить жизненным опытом и «советским менталитетом» - взял-верни, то среди молодежи преобладают другие тенденции. Так, например, подавляющее большинство молодых должников погашают свои «мелкие» долги перед микрофинансовыми организациями после отказа другого кредитора выдать им необходимую сумму, в том числе речь может идти об ипотеке. Как правило, в 18 лет клиенты обращаются в МФО по причине, что банк либо отказал, либо хотелось совершить покупку здесь и сейчас, однако со временем молодой клиент МФО становится более платежеспособным и задумывается о крупных покупках: автомобиль, квартиры. Очевидно, что при текущей экономической ситуации, когда у 70% населения отсутствуют какие-либо значимые сбережения,  совершить столько дорогостоящие покупки без использования кредитных средств не представляется возможным. При этом банк не готов кредитовать клиента с открытой просроченной задолженностью, отчасти именно из-за желания исправить свою кредитную историю молодежь более активно идет на контакт со взыскателями».

Говоря о гендерном соотношении должников, нельзя не отметить, что доля женщин старших возрастных категориях среди должников увеличивается. Так, например, если в возрасте 18-30 лет на женщин приходится 45% займов, то уже в возрасте свыше 51 года – 60%.

Аналитики СРО «НАПКА» связывают данную тенденцию с тем, что в молодости заботу о материальном благополучии семьи берут на себя в основном мужчины. В зрелом и солидном возрасте вследствие разводов и более высокой ранней смертности мужчин обеспечение быта чаще ложится на женские плечи.

По материалам СРО НАПКА

Рубрика:
{}Исследования
PLUSworld в соцсетях:
telegram
vk
youtube

ТАКЖЕ ПО ТЕМЕ