Более 25% заемщиков не считают невозврат кредита преступлением
Об этом свидетельствуют результаты исследования, проведенного Аналитическим центром НАФИ в марте 2019 года.
По данным предыдущих исследований НАФИ, 13% российских семей сталкивались с трудностями в выплате кредитов. 44% заемщиков считают, что небольшая задержка во внесении платежей по кредиту не страшна, причем женщины реже мужчин соглашаются с тем, что подобные просрочки допустимы (39% против 51%). Каждый четвертый заемщик (25%) согласен с утверждением, что невозврат кредита банку «не является преступлением».
22% заемщиков считают, что не существует причин, по которым можно было бы не возвращать займ, хотя большинство (73%) могут найти оправдания для такого поведения. 50% заемщиков оправдывают невозврат займа, если банк скрыл реальную стоимость кредита или в одностороннем порядке увеличил размер процентной ставки и платежей по кредиту. 42% заемщиков считают уважительной причиной для прекращения выплаты кредита непредвиденные обстоятельства, такие как экономический кризис, болезнь, потеря работы, снижение заработка, развод. 16% считают, что основанием для невыплаты кредита может стать то, что человек не рассчитал своих финансовых возможностей, взял в долг слишком много и теперь вынужден тратить на обслуживание кредита почти весь свой доход.
Всеволод Хоменко, руководитель проектов в сфере финансовых исследований, Аналитический центр НАФИ:«Платежная дисциплина россиян сейчас находится на низком уровне. По данным всероссийского исследования финансовой грамотности, проведенного НАФИ в рамках совместного проекта Минфина России и Всемирного банка, у 44% граждан низкий уровень финансовой грамотности. Для 16% заемщиков размер выплат по кредиту превышает треть ежемесячного дохода, что автоматически помещает их в зону риска: повышается вероятность того, что они не смогут вернуть кредит в установленный срок. К сожалению, говорить об улучшении платежной дисциплины в ближайшей перспективе мы не можем.
Нужно помнить, что риск невозврата кредита определяется не только поведением заемщиков, но и действиями банка, например, непредоставлением полной информации о продукте в понятной потребителю форме или выдачей кредита тем, кто уже имеет высокую закредитованность».
По материалам НАФИ