Журнал ПЛАС » Новости » Исследования » 291 просмотр

Accenture: развитие цифровых платежей ударит по доходности традиционных банков

Accenture: развитие цифровых платежей ударит по доходности традиционных банков

К 2025 году до 15% выручки банков от платежных операций во всем мире окажется под угрозой из-за распространения мгновенных,невидимых и бесплатных цифровых платежей и конкуренции с небанковскими финансовыми организациями.

В ходе исследования Accenture Global Payments Pulse Survey аналитики опросили 240 топ-менеджеров,отвечающих за развитие платежей в банках из 22 стран,и выяснили,как они планируют повышать лояльность клиентов,доходы и рентабельность в изменившихся условиях.

Согласно оценкам Accenture,мировой рынок платежей будет расти со средней ежегодной скоростью 5,5% с 1,5 трлн долларов в 2019 году – и к 2025 году превысит планку в 2 трлн долларов. При этом средние темпы роста безналичных платежей составят порядка 5% в год. Выручка в сегменте розничных платежей будет расти медленнее,чем в платежах корпоративных клиентов. Этот рост дает банкам возможность претендовать на участие в битве за 500 млрд долларов США дополнительной выручки в платежном бизнесе – однако это будет непросто,учитывая требования к бизнес-моделям в новом цифровом поле.

На платежный рынок оказывает влияние целый ряд сил: под влиянием комбинации технологий и регуляторных инициатив платежи становятся все в большей мере мгновенными,бесплатными и все более незаметными для клиента (встраиваясь в приложения и устройства третьих сторон,включая носимые устройства,электронные кошельки,устройства интернета вещей и смарт-контракты).

Опрошенные Accenture топ-менеджеры признают вызовы,связанные с новыми технологиями в платежах. 71% опрошенных банковских руководителей в мире и 93% в Европе убеждены,что платежи становятся бесплатными;73% считают,что большинство платежей уже «невидимы» или станут такими в течение следующих 12 месяцев;78% заявили,что платежи либо уже мгновенные,либо станут мгновенными в ближайший год.

Согласно оценке Accenture,из-за постепенного замещения традиционных карточных расчетов системами мгновенных платежей с минимальной комиссией или без комиссии,в зоне риска к 2025 году окажутся примерно 2,7% банковских доходов от платежей.

Еще порядка 8% всех доходов от платежных операций под угрозой из-за бесплатности платежей и общего снижения транзакционных комиссий. Только с 2015 по 2018 год,как показывает анализ,средняя выручка на транзакцию по дебетовым картам уже сократилась на 15%,а по кредитным картам на 12%,в то время как по кредитным картам для бизнес-клиентов упала на 33%.

Конкуренция в платежах с небанковскими организациями (включая операторов электронных кошельков и альтернативных платежных провайдеров) отнимет у банков еще 3,9% доходов от платежей.

В результате операционная  маржа платежного бизнеса в среднем по отрасли может сократиться до уровня в 4,3% к 2025 году – а это означает балансирование на грани или даже отрицательную доходность для менее эффективных игроков.

«На российском рынке эти же тенденции проявляются даже с еще большим размахом: на фоне бурного роста безналичных взаиморасчетов,активного развития инфраструктуры быстрых платежей и агрессивной конкуренции по комиссиям банкам важно критически пересмотреть перспективную структуру доходов и расходов транзакционного бизнеса. Нужно сделать упор на развитии инноваций и новых бизнес-возможностей,которые позволят захватить потенциал рынка», – рассказала Мария Гусева,директор —старший эксперт практики управленческого консалтинга для финансового сектора Accenture в России.

Чтобы удержать доходность,банкам нужно продумать свою стратегию в условиях текущих вызовов рынка по двум возможным направлениям:

  • во-первых,масштабирование,оптимизация и развитие своих технологических платформ для «экономии масштаба»,
  • во-вторых,дифференциация через создание новых сервисов с повышенной ценностью,дополняющих низкомаржинальные,но высокочастотные объемы транзакций в платежном бизнесе.

Говоря о факторах,которые важны для обеспечения конкуренции через «экономику масштабов»,примерно каждый пятый из респондентов (18%) указывал,что основным приоритетом для банка является обеспечение безопасности транзакций по розничным платежам. Почти четверть (22%) назвали использование технологических инноваций – таких как искусственный интеллект,роботизация и машинное обучение – в качестве важных возможностей,которые необходимы их организациям для адаптации основных информационных систем к высокоскоростным и непрерывным потокам платежей.

Для стратегии дифференциации через создание новых дополнительных сервисов,эксперты Accenture приводят три возможных тактики,которые помогут банкам увеличить доходы и прибыльность:

1. Фокус на расширенных клиентских предложениях с дополнительной ценностью

Аналитики советуют сфокусироваться на создании клиенто-центричных ценностных предложений для клиентов,в рамках которых сами платежи могут быть бесплатными и выполнять функцию базового сервиса. Это может предполагать роль агрегатора для онлайн,мобильных и мгновенных платежей и создание кроссканальных платежных платформ (включая,PoS,API и микросервисы). Как пример,новые ценностные предложения могут включать поддержку для повседневных аспектов жизни клиента (такие как помощь с заказом и оплатой услуг,заказ и получение еды,проверка и оплата счетов и т.д.) или комплексные платежные решения  для бизнес-клиентов.

2. «Открытый банкинг» для бизнеса

Банки могут предлагать решения для партнеров (например,в сотрудничестве с девелоперами,автодилерами,медицинскими центрами и другими видами бизнеса) в рамках экосистемы «открытого банкинга»,предлагая OpenAPI для создания платежных сервисов «последней мили»,пусть и незаметных для конечных пользователей. Освоив этот подход для  розничного бизнеса,банки теперь могут предложить новые решения для корпоративных клиентов.

И многие уже делают это: 17% опрошенных топ-менеджеров отметили,что собственные инкубаторы стартапов станут для них приоритетным направлением технологического развития.

3. Монетизация данных

Современная аналитика потоков данных открывает перед банками и их корпоративными клиентами новые возможности для таргетирования и разработки персонализированных цифровых сервисов. Поэтому банки,стараясь компенсировать сокращение доходов от платежей,начинают искать способы заработать на данных,собираемых в процессе работы, продавая их в сыром виде или получая из них инсайты,представляющие ценность для партнеров. Исследование Accenture показало,что 20% банков уже монетизируют данные,и 75% планируют это делать в ближайшие три года.

«У российских игроков сейчас есть уникальные возможности для создания новых высокотехнологичных сервисов в области платежей,учитывая доступность технологических компетенций и отсутствие ощутимых угроз со стороны глобальных BigTech-игроков. Рынку необходимы расширенные сервисы на стыке с потребительскими рынками (с ритейлом,e-commerce,транспортными отраслями,сферой услуг и другими) и в B2B-сегменте – где банкам нужно успеть захватить инициативу,чтобы не проиграть место альтернативным провайдерам. Но для успеха в жесткоконкурентной среде критически важно умение работать с инновациями в платежных технологиях: создавать,отбирать,пилотировать и быстро доводить успешные идеи до масштабирования,обеспечивая эффект объемов»,– отметила Мария Гусева.

По материалам Accenture

Подписывайтесь на наши группы, чтобы быть в курсе событий отрасли.

Перейти к началу страницы

Подпишитесь на новости индустрии

Нажимая на кнопку "подписаться",вы соглашаетесь с


политикой обработки персональных данных