У СМП-банка появились новые стратегические цели
Ставку на рост кредитования регионов банк сделал в 2011 году из-за низких рисков в этом сегменте. Для развития этого направления в структуре банка был создан специальный департамент. За первый год реализации этой стратегии кредиты госструктурам выросли в 22 раза, до 10,8 млрд руб., а в 2012 году их объем увеличился еще в 3,4 раза — до 36,9 млрд руб. Кредитование других сегментов банк наращивал значительно более низкими темпами, в результате с момента развития сегмента госфинансирования его доля в совокупном кредитном портфеле банка выросла с 1,8% до 39% по итогам 2012 года.
Пересмотреть приоритеты в развитии бизнеса СМП-банк был вынужден из-за резкого падения доходности кредитов регионам. По словам господина Калантырского, в этом сегменте по-прежнему практически нет рисков, но при этом он почти не генерирует доходов. "В настоящее время его средняя доходность по кредитам государственному сектору сравнялась со стоимостью привлечения фондирования от физических лиц, то есть мы практически ничего не зарабатываем,— говорит он.— Маржа в этом сегменте снизилась за год с 4 до 2%". Еще одной причиной стала невозможность сделать регионы постоянными клиентами.
Однако полностью прекращать финансирование региональных бюджетов банк не намерен. "Для нас кредитование регионов — своеобразная страховка на случай любых глобальных потрясений: ведь в случае кризиса даже самые качественные заемщики могут выйти на просрочку, а госфинансирование — очень надежный инструмент, который дает небольшой, но гарантированный доход",— говорит Дмитрий Калантырский. По итогам текущего года в СМП-банке рассчитывают снизить долю кредитов госструктурам почти на треть — до 26,7%, за счет более активного развития других направлений: новая стратегия предполагает рост розничного кредитного портфеля по итогам года в 2,3 раза, до 9,7 млрд руб., корпоративного — на 35,8%, до 72 млрд руб.
По мнению аналитиков, изменения в стратегии СМП-банка логичны с точки зрения прибыльности банка, но чреваты рисками.
По материалам КоммерсантЪ