27.12.2016, 11:55
Количество просмотров 83

Рынок МФО: долгожданные неожиданности

Какие же ожидания для микрофинансового рынка подтвердились, какие остались несбывшимися, а что случилось «вопреки»?
Рынок МФО: долгожданные неожиданности

Какие же ожидания для микрофинансового рынка подтвердились, какие остались несбывшимися, а что случилось «вопреки»?

Стратегические прогнозы сбываются

Назревшая потребность в большей предсказуемости и цивилизованности рынка в 2016 году, наконец, обрела практическое воплощение. Серия регулятивных мер — особенно ограничение потолка начисляемых процентов по микрозаймам, обязательное вступление МФО в СРО, разделение игроков на микрокредитные и микрофинансовые компании — существенно и ожидаемо изменили рыночный облик. Как и предполагали аналитики, реестр МФО за год значительно сократился — с 3,7 до 2,8 (пока) тыс. В бизнесе остаются наиболее серьезно настроенные игроки. Пережившие период реформ отныне могут вздохнуть спокойнее: по крайней мере, продолжения массовых «чисток» в 2017 году Центробанк не планирует.

Ключевым настроением для прогнозов финансового объема рынка на 2016 год являлся сдержанный оптимизм. На фоне приоритетного внимания организаций к решению внутренних проблем — соответствию новым нормативам, снижению показателей просроченной задолженности, совершенствованию скоринговых алгоритмов — роста выдаваемых займов, как годом ранее, не предвиделось. Например, представитель ЦБ Михаил Мамута, как и другие эксперты, очерчивал коридор совокупного прироста кредитного портфеля МФО в 15-20% (при показателе +25% в 2015 году). Аналитики агентства «Эксперт РА» и вовсе базовым рыночным сценарием на 2016 год посчитали лишь повторение прошлогоднего объема выдач (140 млрд руб.). В ожидании итоговых показателей деятельности микрофинансовых организаций за год пока стоит признать: рост, если и будет, вряд ли обгонит прошлогоднюю динамику.

Между тем, подавляющее большинство прогнозов на год было связано с усилением позиций онлайн-сегмента: вплоть до двукратного — до 20% — увеличения доли интернет-компаний в совокупном портфеле МФО. По всей видимости, эта высокая планка будет преодолена. Уже за три квартала текущего года отмечен рост портфеля онлайн-МФО на 68% — до 4,47 млрд рублей. Имеющиеся на сегодня сигналы позволяют с уверенностью констатировать: остающийся высоким спрос на краткосрочные займы вкупе с повышением значимости комфорта для заемщика превратят уходящий год в весьма успешный для онлайн-сектора. При этом объективных причин замедления этого интернет-тренда не предвидится. Об этом свидетельствуют последние данные рейтингового агентства «Эксперт РА» (констатирующие высокие темпы прироста онлайн-выдач, а также обещающие, что уже к 2018 году через интернет будет выдаваться каждый второй займ). Другие подтверждения — растущая с каждым месяцем активность потенциальных заемщиков по связанным с онлайн-займами интернет-запросам, а также предварительная корпоративная статистика.

Сюрпризы фондирования

Краеугольной проблемой для рынка стал недостаток фондирования МФО, о чем так или иначе также было немало сказано заранее. Однако масштаб явления явно недооценили. Небольшой выбор (собственные средства учредителей, привлечение частных инвестиций и банковские кредиты) и ограниченная доступность каналов фондирования, наложенная на традиционно высокий для микрокредитования уровень просрочки и острую необходимость в привлечении дополнительных — после возросшей регуляторной нагрузки — средств, вылилась в своеобразный «антирекорд». Впервые с 2011 года портфель «традиционных» МФО ушел «в минус», сократившись, по результатам первого полугодия на 3%. При этом, с учетом банковских МФО, за полгода он вырос на 13% — что лишний раз свидетельствует о значимости фактора дешевого привлечения средств как ключевого средства для завоевания рынка в этом году. Помимо того, что в абсолютные лидеры неожиданно вышла дочерняя структура ОТП-банка, в целом банковские МФО в третьем квартале заняли уже четверть микрофинансового рынка, хотя год назад на них приходилось менее 1% совокупного портфеля. Пусть речи о полноценной конкуренции между разными типами МФО пока не идет — банковские структуры предпочитают работать с товарным сектором и долгосрочными займами — однако темпы роста, безусловно, впечатляют. Лишенные же возможности полноценного стороннего финансирования, традиционные МФО оказались вынужденными искать такие доселе неразвитые пути выживания, как, например, ассоциация с ломбардами.

С другой стороны, уходящий год показал, что сам факт доступного фондирования без наличия достаточного практического опыта в микрофинансировании — вовсе не однозначный залог успеха. Подтверждением стало закрытие амбициозного микрофинансового проекта ВТБ и Почта Банка «Лето-Деньги». Справедливость утверждения останется таковой и в следующем году — тем более, что эксперты прогнозируют выравнивание возможностей привлечения средств для всех, а не только банковских, МФК.

Пока же, в ожидании окончательного становления рынка в новом статусе в следующем году, традиционные МФО предпочли довольствоваться имеющимся, не рискнув приступить к активным практическим шагам по привлечению новых источников финансирования. Большие надежды в этом отношении возлагались на объявленный летом скорый выход первой отечественной микрофинансовой организации на IPO. Однако, по всей видимости, в силу упомянутой «политики ожидания», факт пока так и не состоялся, равно как и планируемое ранее в октябре 2016 года полное погашение выпущенных МФО трехлетних облигаций.

Первые шаги для новых возможностей

Значимым событием для всего финансового рынка в текущем году стал запуск в России NFC-технологии бесконтактных розничных покупок с помощью смартфонов от компаний Apple и Samsung. Пока явление делает первые шаги, но уже в следующем году его масштаб обещает вырасти на порядок, полноценно охватив собой и микрофинансовый сектор (чему уже есть первые подтверждения). Отечественные решения в данной сфере — как, например, анонсированное МТС предоставление микрозаймов абонентам — владельцам NFC-смартфонов, — в этом отношении пока не выглядят столь оперативными. Вероятной причиной стоит считать сложности с достаточной степенью технической проработки вопроса, а также определение условий сотрудничества с потенциальными МФО-партнерами.

Эти же причины выглядят определяющими и в том, что до сих пор остаются декларацией намерений планы китайского интернет-гиганта AliBaba по предоставлению (через партнеров) микрозаймов российским клиентам.

Впрочем, с учетом однозначной перспективности обозначенных проектов, новый год наверняка еще преподнесет на их счет немало интересных новостей. То же самое — после завершения периода масштабного реформирования (ориентировочно, к середине 2017 года) — касается и всего отечественного рынка микрофинансирования.

Рубрика:
{}Банки и МФО
PLUSworld в соцсетях:
telegram
vk
youtube

ТАКЖЕ ПО ТЕМЕ

ЕЩЁ НОВОСТИ