Более двух третей российских банков собираются понизить операционные расходы в 2021 году

При этом 67% кредитных учреждений рассчитывают на рост бизнеса.

Более двух третей российских банков собираются понизить операционные расходы в 2021 году

Прошедший год стал очередным испытанием для российской банковской системы, но коллапса отрасли не произошло – банки оказались гораздо более подготовлены к текущим вызовам, чем раньше. События 2020 года послужили катализатором цифровой трансформации клиентского сервиса, банковских процессов и продуктов. Таковы выводы совместного опроса EY и Ассоциации банков России «Как опыт 2020 года повлияет на будущее банковского сектора России?», который проводился методом анкетирования топ-менеджеров российских банков.

Несмотря на то, что 100% респондентов сообщили о влиянии пандемии на банковский сектор, по итогам 2020 года только для половины банков это влияние оказалось существенным. Наиболее заметное воздействие кризиса COVID-19 ощутили крупные банки (преимущественно государственные) с активами более 1 трлн рублей, тогда как для банков меньшего размера этот эффект оказался менее серьезным.

Геннадий Шинин, партнер EY, руководитель направления по предоставлению услуг компаниям банковского и финансового сектора в странах СНГ: «Для российских банков пандемия стала началом непростой и конкурентной проверки на способность к изменениям и адаптации бизнеса к новым реалиям. Последствия пандемии будут ощущаться рынком в течение ближайших нескольких лет как с финансовой, так и с операционной точки зрения. В целом российским банками удалось сохранить объемы и эффективность бизнеса. В конце первого и в начале второго квартала 2020 года банки ожидали снижения чистой прибыли более чем на 20% и снижения рентабельности капитала до 10%, тогда как по факту чистая прибыль уменьшилась лишь на 6%, а рентабельность капитала оказалась на уровне 16% относительно 20% в 2019 году».

В 2020 году цифровые технологии стали одним из ключевых инструментов оптимизации затрат банков и повышения качества оказываемых услуг. Для обеспечения этих целей банки планируют продолжить развитие цифровых каналов взаимодействия с клиентами, доля продуктов, оформляемых через удаленные каналы, будет стремительно расти. Важную роль в развитии цифровизации продолжит играть регулятор, активно продвигающий на законодательном уровне такие проекты, как Система быстрых платежей (СБП) и использование биометрических данных для оказания финансовых услуг в удаленном режиме.

Томас Мартин, партнер EY, руководитель группы по оказанию консультационных услуг компаниям финансового сектора: «Большинство опрошенных банков (67%) планируют рост собственного бизнеса в 2021 году, для этого 68% российских банков планируют снизить операционные расходы. В основном операционная экономия будет достигаться за счет оптимизации внутренних бизнес-процессов и повышения производительности труда. Ключевыми драйверами роста в 2021 году могут остаться государственные программы поддержки кредитования экономики, включая ипотеку, и кредитование малого и среднего бизнеса».

Многие банки пересматривают существующие бизнес-модели, что прежде всего выражается в сокращении продуктовой линейки, упрощении организационной структуры, внедрении гибкого подхода к внутреннему взаимодействию и работе в кросс-функциональных командах. В качестве мер по повышению операционной эффективности большинство банков-респондентов планируют развивать ИТ-системы и повышать эффективность бизнес-процессов, в том числе за счет автоматизации.

Дистанционный режим работы и кросс-функциональное взаимодействие стали для банков по всему миру жизнеспособной альтернативой традиционным способам работы. После снятия ограничительных мер, связанных с пандемией, большинство российских банков планируют оставить удаленный режим работы для отдельных категорий персонала. 68% банков планируют продолжить работу части сотрудников в удаленном режиме в будущем. Только ограниченное число банков отметило оптимизацию филиальной сети и офисных площадей в качестве приоритетного направления деятельности в 2021 году. При этом формат самих отделений и предоставляемые в них продукты и услуги будут существенно меняться.

Алексей Войлуков, вице-президент Ассоциации банков России: «Дальнейшая трансформация филиальной сети будет зависеть не только от изменений предпочтений потребителей по результатам ковидного года, но и от законодательных новаций, а также технической реализации единого цифрового пространства. Пока же банки существенно ограничены в возможности удаленной первичной идентификации клиентов».

По материалам EY и Ассоциации банков России

Подписывайтесь на наши группы, чтобы быть в курсе событий отрасли.

Перейти к началу страницы

Подпишитесь на новости индустрии

Нажимая на кнопку "подписаться", вы соглашаетесь с


политикой обработки персональных данных