
Китайцы стали чаще регистрировать онлайн-бизнес в России

Основные выводы:
● Ежемесячно китайцы в России регистрируют около 330 бизнесов, включая ИП и ООО. За год количество регистраций китайских компаний в России увеличилось на 50%.
● Количество регистраций китайских компаний, занятых онлайн-торговлей, выросло в 2,8 раза и впервые превысило число открытий бизнесов в сфере оптовых продаж.
● Больше половины китайских компаний работают в Москве, в лидерах также Приморский край и Амурская область.
Растет число компаний, принадлежащих китайцам
По данным ФНС, на конец 2024 года в России работало 11,3 тыс. компаний и ИП, зарегистрированных гражданами КНР. За год их число увеличилось на 41%. В основном китайцы предпочитают открывать ООО — их доля составляет 70%. На ИП приходится 30%.
Число регистраций нового бизнеса выросло на 50% по сравнению с предыдущим годом. Особенно заметен рост среди юридических лиц — на 62%, в то время как количество новых индивидуальных предпринимателей среди китайцев увеличилось только на 19%.
Китайцы делают ставку на онлайн-бизнес в России
Традиционно бизнес китайцев в России был сосредоточен в сфере оптовой торговли, но в 2024 году ситуация изменилась — резко выросло число регистраций китайских компаний в сфере онлайн-коммерции. Если 2023 году онлайн-торговлю для старта бизнеса в России выбирало 16% предпринимателей-китайцев, то в 2024 году предпочтение этой сфере отдало уже 30%.
Число еком-компаний, зарегистрированных гражданами Китая, выросло в 2,8 раза (с 416 до 1162), при этом количество ООО в этой сфере увеличилось в 4,5 раза за год (со 186 до 842).
Среди популярных сфер бизнеса китайцев в России продолжают оставаться оптовая торговля и продажа авто и автозапчастей. Количество регистраций бизнесов в этих сферах выросло в 1,3 раза. Кафе и рестораны китайцы стали регистрировать в 1,2 раза больше.
Китайцы открывают бизнес в Москве
Москва продолжает удерживать лидерство по количеству предприятий, собственниками которых являются граждане Китая, — здесь располагается 52% компаний. По 7% работают в Приморском крае и Московской области. 6% выбрали Амурскую область
Калмыкия демонстрирует рекордное увеличение числа регистраций — в 14 раз за год, что может быть связано с налоговыми или инвестиционными стимулами.
Дмитрий Трофимов, руководитель сегмента «Старт бизнеса» в Т-Бизнесе:
«Рост китайского бизнеса в России является следствием макроэкономических предпосылок, сложившихся в последние годы, и связан с кратным увеличением товарооборота между РФ и Китаем. В связи с этим растет взаимное проникновение бизнеса в обеих юрисдикциях. Предприниматели видят для себя возможности расширения рынка на новую аудиторию.
Высокий спрос на продукцию из Китая в России побуждает китайских предпринимателей выходить на наш рынок и продавать товары онлайн — они видят большой процент представленности их товаров на витринах маркетплейсов.
Кроме того, стимулами для начала онлайн-бизнеса являются низкий порог входа в отрасль относительно других, выработанные механизмы работы с продвижением товаров, отсутствие большого количества регуляторных ограничений для старта бизнеса, а также рост уровня технологий как в банках, создающих продуктовые решения для облегчения пути предпринимателя, так и в маркетплейсах, повышающих удобство функционирования новых селлеров на площадках».