Траты на покупки по бизнес-картам за год выросли на 11%
Индивидуальные предприниматели могут использовать бизнес-карты как для оплаты бизнес-расходов, так и для личных нужд. С их помощью предприниматели могут делать покупки в интернете, снимать наличные в банкоматах, рассчитываться с поставщиками и выполнять те же операции, что и по картам для физлиц.
В основе исследования — обезличенные обороты ИП-клиентов Т-Бизнеса, у которых открыта одна бизнес-карта, а также данные о платежных транзакциях более 45 млн клиентов-физлиц. Сравнивались показатели за период с января 2020 по июль 2024 года.
Основные выводы:
● Средние суммы трат по бизнес-картам за год увеличились на 11%.
● Доля оборотов по бизнес-картам в онлайне составляет 30%.
● Больше всего бизнес-карты используют предприниматели, которые занимаются грузовыми перевозками, строительством и ресторанным бизнесом.
● Больше всего бизнес-картами расплачиваются в гипермаркетах, на маркетплейсах, ими оплачивают автоуслуги и топливо.
● Если стоит выбор, оплатить покупку бизнес-картой или личной, то бизнес-карте чаще отдают предпочтение в категориях: автоуслуги, дом и ремонт, реклама, стройматериалы и топливо.
Сколько предприниматели тратят по бизнес-картам
В среднем индивидуальные предприниматели тратят по бизнес-картам 57 695 рублей в месяц. Максимальный размер среднемесячных трат наблюдался в июле 2024 года — 68 906 рублей, что на 11% больше, чем годом ранее.
Самые большие расходы по бизнес-картам обычно приходятся на декабрь — в конце года делаются закупки по старым ценам, проводятся сезонные рекламные кампании, оплачиваются корпоративы и подарки для сотрудников, кроме того, в праздничный период значительно увеличиваются личные траты. Предпринимателям удобнее делать такие расходы с бизнес-карты, чтобы не расходовать лимиты перевода средств на карту физлица. После наступления нового года заметен сезонный спад в транзакциях по бизнес-картам.
На фоне всех категорий бизнеса выделяется гостиничный бизнес. Пик транзакций по бизнес-картам предпринимателей, работающих в сфере туризма и гостеприимства, приходится на лето.
Использование бизнес-карт для онлайн-покупок
В период с июля 2020 по июль 2024 года доля онлайн-трат по бизнес-картам выросла с 22 до 30%. Высокие показатели расходов в онлайне связаны с ростом популярности маркетплейсов и других интернет-площадок, на которых предприниматели делают закупки как для бизнеса, так и для личного пользования. Как правило, пики платежей по бизнес-картам приходятся на периоды массовых распродаж и праздников.
Самые высокие доли трат по бизнес-картам в онлайне наблюдались в ноябре 2021 года — 36% от всех расходов, в январе и феврале 2022 года — 35 и 36% соответственно. Рост доли покупок в онлайне в начале 2022 года объясняется тем, что тогда многие предприниматели закупали лицензии на иностранное программное обеспечение.
Топ сфер предпринимательской деятельности, в которых чаще всего пользуются бизнес-картами
Бизнес-карты пользуются особой популярностью у индивидуальных предпринимателей, которые работают в сфере грузовых перевозок — почти 60% из них выбирают такой способ оплаты покупок.
В тройку направлений бизнеса, где больше половины ИП регулярно используют бизнес-карты, вошли сферы «Строительство» (56%) и «Кафе и рестораны» (55%). Также высок показатель использования бизнес-карт среди предпринимателей, которые работают в сфере производства, — 50%.
Топ категорий расходов по бизнес-картам
Больше всего расходов по бизнес-картам в первой половине 2024 года предприниматели сделали в тех же категориях, в которых чаще всего делают покупки и по картам физлиц:
● гипермаркеты — 20% от всех расходов по бизнес-картам
● маркетплейсы — 7%
● автоуслуги — 7%
● топливо — 7%
«Предприниматели активно используют бизнес-карты для ежедневных личных и бизнес-расходов, путешествий и деловых поездок, оплаты покупок на маркетплейсах, ужинов в ресторанах, а также для оплаты топлива и сервисов по уходу за автомобилем.
Таким образом, бизнес-карты становятся неотъемлемым инструментом управления бизнесом для предпринимателей, позволяя оптимизировать расходы и упрощать управление денежными потоками», — отмечает Леонид Назаров, руководитель управления продуктов Т-Бизнеса.
Если сравнивать траты по бизнес-картам с расходами по картам физлиц, то бизнес-картам отдается предпочтение при оплате в категориях:
● автоуслуги, на них приходится вдвое большая доля в структуре расходов по бизнес-картам, чем по картам физлиц
● дом и ремонт — в 2,3 раза больше
● реклама — в 17 раз больше
● стройматериалы — в 2,8 раза больше
● топливо — занимает 1,7 раза большую долю в тратах по бизнес-картам, чем по картам физлиц
«Бизнес-карта помогает оплачивать доставку или такси для сотрудников. Бывает, что-то ломается в кофейне и срочно нужны стройматериалы. Очень удобно сразу оплачивать их с бизнес-карты, не выводя деньги со счета и не беспокоясь о лишних комиссиях. Эта карта стала неотъемлемой частью наших повседневных операций», — рассказал владелец сети кофеен VANDAL COFFEE, ИП Александр Бровченко, клиент Т-Бизнеса.
Динамика расходов на рекламу по бизнес-картам
Расходы на оплату рекламы по бизнес-карте существенно сократились два года назад. До первого квартала 2022 года доля рекламных расходов не опускалась ниже 5% — предприниматели активно оплачивали продвижение на YouTube, в Google Ads и в социальных сетях, которые затем стали недоступны для пользователей из России. В первом полугодии 2024 доля расходов на рекламу составила всего 1,7% от всех трат ИП по бизнес-картам.