Дешевеющий ИИ. Ценовая война в Китае может спровоцировать глобальный технологический конфликт
Жесткая конкуренция, изначально спровоцированная такими компаниями, как Baidu в Китае, меняет глобальный ландшафт ИИ. По мере падения цен компании по всему миру получают беспрецедентный доступ к передовым инструментам ИИ, что потенциально произведет революцию в торговле во всех отраслях.
Эксперты уверены, что этот сдвиг может демократизировать возможности ИИ, позволяя небольшим стартапам конкурировать с бигтехами, а традиционным предприятиям — перестраивать свою деятельность с помощью передовых технологий.
«Мы станем свидетелями значительного повышения конкурентоспособности, поскольку большая часть венчурных инвестиций идет на рутинную разработку технологии ИИ, и глобальных ценовых войн станет еще больше, что само по себе хорошо, — заявил Ник Риу (Nick Rioux), соучредитель и технический директор компании Labviva, занимающейся технологиями ИИ. — Мы можем создавать больше сценариев использования для формирования более широкого и разнообразного набора приложений».
Гонка по нисходящей: возможность или угроза?
Ландшафт ИИ в Китае сегодня резко меняется, поскольку игроки в сфере технологий участвуют в беспрецедентной ценовой войне. Гиганты отрасли Tencent и iFlytek предприняли смелые шаги по уменьшению цен на свои продвинутые языковые модели, следуя аналогичным шагам Alibaba, Baidu и Bytedance.
Эта агрессивная стратегия привела к тому, что некоторые сервисы стали полностью бесплатными, а другие претерпели снижение цен до 88%. Гонка за предложение самых доступных решений на базе ИИ усилилась, и такие компании, как iFlytek, теперь взимают почти символическую плату за обработку значительных объемов данных.
Эти стратегические маневры подчеркивают ожесточенную борьбу за доминирование на растущем рынке ИИ в Китае. По мере падения цен доступность передовых ИИ-технологий стремительно растет, что в принципе ускоряет инновации в различных секторах китайской экономики.
Продолжающаяся ценовая война делает передовые возможности ИИ более доступными и финансово необременительными для более широкого круга компаний и потребителей по всему миру. Однако одновременно она наносит ущерб крупным игрокам в этой области.
Baidu, главная поисковая система и лидер в секторе ИИ в Китае, является примером возможностей и проблем, которые представляет эта конкурентная среда. Компания сообщила о падении выручки во втором квартале на 0,4%, до 33,93 млрд юаней (4,67 млрд долларов США), а ее основной бизнес онлайн-маркетинга сократился на 2% до 19,2 млрд юаней.
Дев Наг (Dev Nag), технологический эксперт из Калифорнии, заметил, что эта конкуренция выходит за пределы границ Китая.
«Ценовая война в сфере ИИ влияет на мировой рынок, как в Китае, так и за его пределами, — отметил эксперт. — Хотя недавно открытые возможности ИИ являются настоящим прорывом, крупным платформам ИИ было очень сложно обрести устойчивую дифференциацию, поскольку конкуренты догоняют их в течение нескольких месяцев, и даже модели с открытым исходным кодом, такие как Llama 3, не сильно отстают».
Эта тенденция указывает на более широкий сдвиг в мировом технологическом секторе, где компании отдают приоритет доле рынка и технологическим достижениям, а не краткосрочной прибыльности. «Поскольку основы ИИ становятся товаром, плоды пожинают разработчики приложений и пользователи, — заявил Дев Наг. — Низкие цены позволяют проводить прорывные эксперименты и в конечном итоге предоставят гораздо более широкий спектр приложений на базе ИИ как для предприятий, так и для потребителей».
Последствия для предприятий и потребителей
Лавинообразный эффект от этой конкурентной среды ощущаются во всех отраслях, что потенциально ускоряет глобальное внедрение технологий ИИ в торговле и повседневной жизни.
«Конкуренция также подтолкнет платформы к большему количеству сервисов с добавленной стоимостью и специализированных моделей, снижая входной барьер для разработки приложений в целом. Это означает рост конкуренции на всех уровнях», — считает Дев Наг. Эта демократизация инструментов ИИ может привести к всплеску инноваций в различных секторах, от здравоохранения и финансов до розничной торговли и производства.
Последствия этой ценовой конкуренции в сфере ИИ значительны и для потребителей, но с определенными оговорками.
«Проблемы безопасности и конфиденциальности останутся на одном уровне с технологическими инновациями, — предупреждает Ник Риу. — Проблемы безопасности данных и конфиденциальности стимулируют укрепление ИИ-технологий на фоне необходимости противодействия растущим проблемам с утечками данных, хищением личных данных и другими инцидентами, и мир реагирует на эти события».
Эксперт подробно остановился на потенциальных рисках: «Мы увидим рост случаев компрометации данных, обеспечивающих идентификацию личности, несанкционированного использования объектов интеллектуальной собственности и множество других проблем, связанных с фальсификацией личных данных и подрывом репутации с помощью технологии».
В свою очередь, Дев Наг подчеркнул необходимость повышения осведомленности потребителей: «Все эти модели ИИ для своего обучения опираются на общедоступные данные, а это означает, что люди должны быть еще более внимательны к своим собственным профилям в интернете, а также четко понимать, как приложения ИИ будут использовать их активность, будь то обучение или тонкая настройка ИИ-моделей».
Он также предупредил об изменении характера онлайн-информации: «В целом скептицизм в отношении онлайн-информации должен быть намного выше, а генерированные изображения, аудио- и видеоконтент будут почти неотличимы от подлинных медиа».